ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ АСТРОНОМИИ К ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ — ЧАСТЬ 2

Рубрика : Интересное, Физика Вселенной

ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ АСТРОНОМИИ К ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕОднако развитие представлений о мироздании в послед­ние века до нашей эры пошло по иному пути. Платон (IV в. до н. э.) завещал своим ученикам отыскать те со­вершенные круговые движения, комбинация которых порождает наблюдаемые загадочные блуждания планет. Впервые это попытался сделать Эвдокс из Книда, а затем его ученик Калипп.

В системе мира Эвдокса было около 30 сфер. Аристотель (IVв. до н. э.) довел их число до 56, снабдив каждую планету несколькими сферами. Так воз­никла и на долгие годы завладела умами людей геоцен­трическая система. Свое завершение она получила в «Аль­магесте» («Великое построение») Клавдия Птолемея (II в. до в. э.). Воспользовавшись и поденным Аполлонием (III в. до н. в.) понятном «эпициклов» (такое название во лучили круги, по которым перемещались планеты, причем центры этих кругов двигались вокруг Земли по другим кругам — деферентам) и результатами трудов Гшшарха (II в. до н. э,), Птолемей соэдал весьма сложную геометри­ческую теорию движения планет.

Эта представляющая собой великое математическое построение теория, несмотря на совершенно ошибочную главную идею — центральное положение Земли — позволяла довольно точно предсказывать местонахождение плапет на небе. Сходное яв­ление хорошо знакомо опытным преподавателям матема­тики и физики, которые неоднократно наблюдали, как их ученикам удавалось получить правильный, правда, за­ранее известный ответ, хотя с самого начала решение задачи шло по ошибочному пути.

Известны ли были гелиоцентрические идеи создателям геоцентрической системы мира? На этот вопрос можно от­ветить положительно, иначе Аристотелю не пришлось бы отвергать возможность обращения Земли вокруг Солнца.

Два тысячелетия отделяют пифагорейца Филолая от одного из крупнейших мыслителей XV в. немецкого фило­софа Николая Кузанского. Но у того и у другого были догадки о том, что Земля движется: у пифагорейца — ближе к фантастике, а у средневекового ученого — ближе к науке. Однако эти догадки, равно как и мысли, выска­занные в течение столетий, отделявших этих философов, пе оказали решающего влияния на геоцентрическую си­стему мира, которая помогала хорошо решать практиче­ские задачи и на протяжении веков поддерживалась авто­ритетом церкви.

Николаю Копернику (1473—1543) суждено было стать величайшим реформатором науки о Вселенной. Благо­дарное человечество, отмечая 500-летие со дня его рожде­ния, назвало 1973 год «годом Коперника». В созданном около 1515 г. «Малом комментарии» польский астроном сформулировал семь требований (предпосылок), состав­ляющих сущность гелиоцентрической системы.

простая музыка

простая музыка

«Пусть никто не полагает,— писал Коперник,— что мы вместе с пифагорейцами легкомысленно утверждаем подвиж­ность Земли; для этого он найдет серьезные доказатель­ства в моем описании кругов. Ведь те доводы, при помощи которых натурфилософы главным образом пытаются установить ое неподвижность, опираются большей частью на видимость; все они сразу же рухнут, если мы также на основании видимых явлений заставим Землю вращать­ся» . В этих словах утверждается знаменитый принцип, согласно которому нельзя на веру принимать видимые явления, нужно проникнуть в их сущность и тогда может оказаться, что видимые явления совершенно не тождест­венны действительным, истинным, их вызвавшим.


Загадочные петли, которые «блуждающие светила» вычерчивают на фоне звездного неб?, получили в теории Коперника простое и естественное объяснение. Оно за­ключается в том, что планеты с определенными скоростями движутся вокруг Солнца, а мы наблюдаем их движение с Земли, тоже обращающейся вокруг Солнца.

Эпиграфом к своему произведению «О вращениях небесных сфер» Коперник взял слова, начертанные по пре­данию на дверях Платоновской академии: «Пусть не вхо­дит никто, не знающий геометрии». В этой книге, выпол­няя обещание, данное им в «Малом комментарии», Копер­ник подробно излагает математическое обоснование своей теории. Первое издание этого гениального труда увидело свет в 1543 г.— в год смерти Коперника. А 73 года спустя «святая инквизиция» осудила и запретила учение Копер­ника: «Учение, что Солнце находится в центре мира и неподвижно, ложно и нелепо, еретично и противно свя­щенному писанию. Учение же будто Земля не находится в центре мира и движется, обладая к тому же суточным вращением, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же по меньшей мере ошибочно».


Почти два века произведение Коперника «О вращениях небесных сфер» числилось в мрачном «Индексе запрещен­ных книг» католической церкви. Но остановить развитие астрономии, вступившей на путь гелиоцентризма, ока­залось невозможным. Первыми вехами на этом пути стали страстные выступления Джордано Бруно (1548—1600) и телескопические открытия, сделанные Галилеем (1564— 1642). Особое значение для возникновения небесной ме­ханики имели установленные Галилеем принципы инер­ции и относительности механических движений, а также знаменитые законы Кеплера.

Е.П. Левитан

Физика Вселенной


Хотите получать материалы на e-mail?