Специальность «Биомедицинская инженерия»

Рубрика : Новости

Специальность «Биомедицинская инженерия»

Людям свойственно понимать все по своему и истолковывать со своих сложившихся позиций. Это касается и толкования специальности. Но, как в научной и учебной практике при разночтении определений следует пользоваться энциклопедическими изданиями, для составления которых обычно привлекаются признанные специалисты, имеющие широкие взгляды по обсуждаемой проблеме, так при толковании специальности следует придерживаться государственных стандартов. Их составляют специалисты Вуза или НИИ , ведущего в данном направлении. При все м при том следует понимать, что эти специалисты – люди со своими ограниченными возможностями, привычками и привязанностями. Поэтому данные , заложенные в госстандарте отражают эти привязанности. А так как реализуют обучение по стандарту тоже люди – специалисты других вузов или НИИ, то его прочтение и реализация зависят от того, кто предлагаемую программу реализует. В частности, у нас в СГУ содержание специальности «биомедицинская инженерия» в существенной степени зависит от умений и привязанностей преподавателей нашей кафедры и факультета. На наше видение проблемы влияет научная биография коллектива, направлением научной деятельности которого являлись: электроника, нелинейная динамика, математическое моделирование, а в настоящее время и приложения достижений этих научных направлений в биологии, физиологии и медицине.

Познакомиться с нашими трудами можно на сайте www.nonlinmod.sgu.ru. Но наши привязанности влияют лишь на то как реализовывать положения Госстандарта, который определяет обязательный для обучения студентов круг вопросов.

Поэтому , для того чтобы понять содержание специальности , введение в которую вы прослушаете, давайте почитаем некоторые страницы гос. Стандартов для магистров и бакалавров. Они отличаются количественно – звание магистра предполагает более глубокую подготовку, но толкование сути специальности идентично.

Некоторые страницы госстандартов.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Для бакалавра этот праграф звучит так.
«Биомедицинская инженерия относится к области техники и научных знаний, включающих в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на: участие в организации и проведении диагностических исследований и лечебных процедур с применением инструментальных и аппаратно-программных средств, в условиях медицинских организаций и учреждений различного профиля; обслуживание типового медицинского оборудования, аппаратов, систем и комплексов, а также технических средств биологических лабораторий; обработку биомедицинской информации, создание и эксплуатацию медицинских баз данных, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов.»

В стандарте магистра:

«Биомедицинская инженерия относится к области техники и научных знаний, включающих в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на организацию и проведение исследований в области медицинской и экологической техники и технологий, создание и обслуживание инструментальных средств для диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека, для биологического эксперимента, и разработку программного обеспечения для решения практических и теоретических задач медико-биологической практики».

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Биомедицинская инженерия» являются приборы, системы, комплексы и основные медицинские технологии, а также методы исследований, лечебных воздействий, обработки информации в практическом здравоохранении и различных областях биомедицинских исследований.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Бакалавр по направлению «Биомедицинская инженерия» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
— экспериментально-исследовательская;
— ремонт и обслуживание;
— организационно- управленческая;
— производственно- технологическая.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности
Бакалавр по направлению “Биомедицинская инженерия” в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) экспериментально-исследовательская деятельность:
— участие в организации и проведении диагностических исследований, лечебных процедур (в том числе в процессе реабилитации в восстановительный период) и биологического эксперимента с применением инструментальных и аппаратно-программных средств;
— участие в разработке новых методов исследования состояния биологических объектов и управления этим состоянием, а также новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;
— обработку биомедицинской информации, создание и эксплуатацию медицинских баз данных, экспертных, мониторных систем, использование современных пакетов прикладных программ информационной поддержки диагностического и лечебного процессов;
— разработка планов, программ и методик проведения исследований и алгоритмов обработки результатов исследований;
— изучение специальной литературы и другой научно-технической информации по достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и технологий в области медицинского приборостроения, методов исследования и лечебного воздействия на биообъекты.
б) ремонт и обслуживание:
— ремонт и обслуживание профессиональной и бытовой биомедицинской техники;
— поверка серийных образцов биомедицинской техники и технических средств после ремонта;
в) организационно- управленческая деятельность:
— организация эффективного использования материалов, компонентов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;
— организация работы коллектива исполнителей;
г) производственно- технологическая деятельность:
— разработка технологий создания биомедицинской техники и организация ее производства;
— составление описаний методик использования медицинской техники, условий и инструкций по эксплуатации и другой нормативно-технической документации;

Магистр при все при этом подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности.

Перспективы:
Учитывая современную тенденцию смещения интереса научных коллективов кобласть изучения живого и медицину, я просо воспользуюсь из данных последней конференции «Физика и радиоэлектроникав медицине и экологии» ( Суздаль , август 2006, т.1, стр. 36 ……………………………………………...
В этих же материалах (стр.39) отмечается, что состав дисциплин , обеспечивающих подготовку по специальности должен способствовать трем главным компонентам процесса медико-биологического исследования :1) биологического объекта (этому вас будут учить биологи и физиологи), 2) методического обеспечения ( физика , радиофизика, нелинейная динамика, математическое моделирование ) , 3) технические средства.


Хотите получать материалы на e-mail?