Гуление младенца. Когда ребенок начинает гулить и что такое гуление? Когда у ребенка начинается лепет

18.02.2021

Детский лепет — это не просто бессмысленный набор звуков и слогов. У природы нет холостых и ненужных ходов. Малыш сосет палец, гулит, агукает, воркует, причмокивает и лепечет — и все это время он тренирует речевой аппарат.

ШКОЛА ДЛЯ МАМЫ . Что и как делать сегодня, чтобы завтра речь малыша была чистой, богатой и выразительной? Оказывается, что на будущее произношение (и даже на грамотность) крохи, можно повлиять, выполняя простые рекомендации.

❀ Эксперименты с интонацией. Для развития речевых навыков малыша необходимо разнообразить свою интонацию при общении с ним: говорите тихо и громко, грозно и ласково, тоненьким и грубым голосом, пойте песенки и рассказывайте потешки , сделайте вашу речь эмоциональной.

❀ Читаю по губам. Когда разговариваете, смотрите на малыша. Он должен считывать вашу мимику, наблюдать за тем, как двигаются ваши губы. Не выполняйте свои действия молча. Чем чаще ребенок слышит человеческую речь, тем легче ему будет освоить «науку говорения».

❀ Проверьте слух. Известно, что речевое развитие непосредственно связано с развитием слуха. Малыш должен различать чужие и родные голоса и позже слышать собственный голос. Если у вас возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, посетите специалиста.

ТЕСТЫ НА ПРОВЕРКУ СЛУХА. Вы можете провести эти простые тесты в домашних условиях, просто наблюдая за малышом.

❀ В 2—3 недели ребенок должен замирать, услышав мамин голос, и вздрагивать при резких звуках.

❀ В 1—3 месяца ребенок поворачивает голову на голос мамы, в 4 месяца — на любой другой источник звука: например, погремушку.

❀ В 2—4 месяца ребенок гулит, в 4—5 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребенок произносит первые слоги.

❀ Малыш должен эмоционально включаться (лепетать) при виде родных людей.

❀ В 8—10 месяцев у ребенка появляются новые звуки.

❀ Не сюсюкайте! Произносите все звуки чисто и внятно. С маленькими детьми нужно разговаривать медленно, с четкой артикуляцией звуков.

Развивайте фонематический слух ребенка . Гласные звуки необходимо тянуть, как бы напевая. Интуитивно все мамы так и разговаривают со своими детьми. Следите за четкостью произношения звуков «и», «о», чтобы ребенок мог их отличать от «у» и «э». Впоследствии, когда малыш начнет говорить, он будет заменять одни звуки другими. В будущем это может привести к неграмотному письму.

Чувство родного языка . Доказано, что чувство родного языка у малышей закладывается в первый год жизни. Будьте примером для подражания!

Первые слоги и слова . Известно, что малыши разных национальностей первыми произносят слоги «ба» и «да». Долгожданное слово «мама» можно услышать и в 8 месяцев, и в год, и даже позже. Кстати, оно не всегда становится первым. При этом малыш может адресовать его не только маме, но и кукле. Дети сначала учатся произносить слова, но смысловое наполнение у них пока что свое, оригинальное. У них «би-би» может называться не только машина, но и все, что движется. Первыми словами становятся «би-би», «ав-ав», «ням-ням» и т. п. Поддерживайте их, но не забывайте переводить специфическую детскую лексику на литературный язык .

Если малыш не спешит разговаривать? Не надо его тренировать: «Скажи «кар-р-р-р!» . Просто разговаривайте, играйте в ролевые игры с куклами и мягкими игрушками, демонстрируйте ему речевые навыки и возможности языка.

Игра «А где?» Детям нравится игра в вопросы: «А где наша ножка? А где мама? А где мишка?» На все вопросы один ответ: «А вот же он (она)!» Эта эмоциональная игра учит малыша вопросительной и восклицательной интонациям, развивает наблюдательность и просто поднимает настроение.

Что вредно для детского слуха? Постоянный фоновый звук, музыка (даже негромкая), включенный телевизор. Все звуки для ребенка сливаются в один сплошной гул. Чем дитя младше, тем сложнее ему различить и выделить из общего шума мамин голос.

Индивидуальные особенности

Самым благоприятным периодом для развития речи считается время с 7—12 месяцев до 3,5—4 лет.

Для каждого ребенка это индивидуальный процесс, как и в его общем развитии. Если ребенок не говорит после четырех лет — это уже считается патологией.

Детский лепет детей 3, 4, 5 лет

Наверняка у вас уже есть собственный сборник детских высказываний, «перлов». Наши дети нас удивляют, умиляют, смешат, а порою поражают остротой и нестандартностью своей мысли.

Катя (5 лет)

— Есть у нас танкисты, есть и моряки, есть и «террористы» — мелкие стрелки (в оригинале — «артиллеристы — меткие стрелки»).

Мальчик Гера (6 лет) внимательно слушает сказку К. Чуковского «Путаница». После фразы «Приходили два ерша поливали из

ковша» говорит:

— Ну, хоть эти догадались...

Папа рассказывает Маше (4 года), какие бывают профессии:

— Одни люди на работе пекут хлеб, другие — лечат

детей, третьи —...

—... зарабатывают деньги, — подсказывает Маша.

Егор (3 года): — А что это за кружочек на двери?

— Глазок.

Восхищенно:

— О! Дверь с глазками.

У Жени (3 года) спросили, любит ли она маму:

— Да, конечно, она ведь совсем не кусается.

Настя (3 года)

Мама спрашивает дочь:

Дочь, кто шьёт одежду?

Даша (3 года). Размышления на вечную тему:

- «Жених» - это тот, кто покупает конфеты и целуется, а «муж» - тот, кто жома обедает и моет посуду.

Притча про мамину шубу:

Мама! Как мне твоя шуба нравится! Я просто ею восхищаюсь. Она тебе так идёт: ты в ней на овчарку похожа.

Настя (3 года)

Бабушка, давай поиграем!

Давай, а как мы будем играть?

Ты будешь дочкой, а я - мамой.

Дочка, ну-ка собирай игрушки!

Мама с нежностью обращается к Кате (3 года):

Катенька, мой маленький козлёночек!

Катя в ответ:

Мамочка, моя большая козлиха!

Гуление можно определить как этап развития речи малыша, сменяющий крик и предшествующий лепету. Данный тип коммуникации возникает у ребенка с 2 месяцев, заканчиваясь к 7 месяцу жизни. Гуление выражается в негромком протягивании вслух отдельных звуков, преимущественно гласных.

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

  1. гуканье (является начальной стадией гуления, когда малыш начинает проговаривать короткие односложные конструкции);
  2. свирель (второй этап развития гуления, при котором появляется способность протягивать несколько слогов каскадно; развивается к 4 месяцу жизни).

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

  • всегда отвечать на звуки, которые издает малыш, подбадривать его;
  • доброжелательно относиться к речи – улыбаться, показывать, что ребенок делает все правильно, что его действия приятны родителям;
  • активно артикулировать при общении;
  • применять методы жестикуляции, чтобы сделать речь более выразительной; иногда можно также гримасничать, чтобы поддержать интерес;
  • общаться активно, четко.

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

  • разговаривать с малышом не слишком громко, чтобы не испугать его, и не слишком тихо, чтобы произносимое можно было четко услышать;
  • поддерживать доброжелательный тон общения;
  • не ослаблять контакт с ребенком на зрительном уровне – важно, чтобы положение губ взрослого и манера проговаривания звука были видны (в некоторых случаях дети намеренно стремятся это увидеть);
  • поддерживать тишину в помещении, так как посторонние шумы могут прекратить гуление, заставить замолчать;
  • играть в простые игры по типу «ладушек»;
  • копировать детскую манеру произношения – агукать и гулить в ответ, так как рефлекс подражания в возрасте до полугода еще не угасает (иногда это является методом терапии – детям включают записанное на диктофон гуление, чтобы показать им правильную модель развития речи);
  • мягко массажировать щеки, губы, живот и грудь ребенка, при этом можно рассказывать детское стихотворение или петь песню – это помогает развить у детей голосовую подачу (возникает она внезапно);
  • хвалить кроху за успехи в общении, поддерживать его гуление.

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Что делать, если ребенок перестал гулить

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

Когда в доме появляется малыш родители с огромным восторгом и любовью встречают его достижения. Например, ребеночек впервые улыбнулся, младенец научился держать головку, его первый переворот, первые ползки, и, конечно же, его первое слово – «Агу». Да и вообще у малыша может быть очень много достижений, всего здесь не перечесть.

Если вашему малышу полтора или два годика и он пока еще ничего не говорит, сильно не расстраивайтесь по этому поводу, так как все дети разные и определенных сроков у малышей в развитии речи просто не существует. Один малыш может сказать «мама» в восемь или девять месяцев, а другой в полтора года.

Как мы знаем за издаваемую речь у человека отвечают артикуляция и такие аппараты как: дыхание и глотание в совокупности обеспечивающие процесс речеобразования. Процесс развития речи можно разделить на 3 части. Первая когда ребенок кричит, гулит и лепечет. Вторая часть когда малыш уже понимает что ему говорят и он может жестом указывать на свои вопросы. Например, где папа. На третье части развития речи дитя может понимать обращения, подавать точные жесты и выполнять легкие поручения.

Нормой считается, когда младенец в год произносит от 2 до 10 слов. Но на деле чаще получается так, что малыш в возрасте двух лет больше предпочитает молчать, чем говорить.

В каком возрасте малыши начинают проявлять свою форму общения:

1 - 2 месяца - новорожденный может интонировать свой крик , выражать свое довольство или наоборот крик неудовольствия.

1,5 - 2 месяца - добавляется лепет и гуление . Это когда ребенок определенным образом комбинирует горло, губы и язык, и тем самым издает разнообразные звуки.

4 - 5 месяцев - появляется первый лепет, что-то похожее на слоги.

8 - 14 месяцев - малыш начинает произносить лепетные слова, структура из нескольких слогов «ма-ма», «па-па», «ля-ля» и т. д.

1,5 - 2,2 годика - чадо произносит двухсловные предложения , например, «дай ам», «дай кушать» и другие.

1,9 - 2,6 года - ребенок интересуется всем окружающим и что-как называется, происходит активное увеличение словарного запаса.

2,4 - 3,6 года - появляются грамматические формы слов, малыш начинает изменять слова в речи по числам, падежам и т. д.

2,6 - 3,5 года - чадо проговаривает совершаемые им действия, например, когда играет с игрушками.

Речевое у маленьких мальчиков наступает значительно позже, чем у девочек. Это связано с тем, что девочки более рассудительны и спокойнее в отличие от мальчиков. Не заставляйте малыша повторять за вами слова , например, «скажи-киса» или «скажи-вилка». Лучше чаще читайте ему сказки, забавные стишки, показывайте ребенку разные картинки и объясняйте, кто и что на них изображено. Всему свое время каждый младенец индивидуален и воспринимайте его таким, какой он есть.

Современные ученые сделали вывод, что дети с которыми чаще разговаривали в раннем возрасте имеют больший IQ. У таких детишек более богатый словарный запас, они знают больше слов

Если ребенок до 6 месяцев не произносит лепета и не гулит, то есть повод обратится к врачу за помощью. Возможно, у ребенка имеются проблемы со слухом. Так же дети в более старшем возрасте годика в 3. Могут опускать согласные, например, ребенок говорит вместо кот - кок или заместо флаг - хлаг и т. п. То это тоже повод обратится к специалисту.

текст: Полина Жиянова, дефектолог, специалист по раннему развитию

Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь. Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект - понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники. И такими собеседниками можете и должны стать вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша. Вы - самые замечательные исполнители песен, никакой чтец не может сравниться с вами в чтении стихов, и никакой «говорящий ящик» не научит говорить вашего малыша, потому что научиться речи можно только в общении. Внимание родителей к начальным этапам развития речи поможет не исправлять, а предупреждать нарушения речи.

Первое полугодие: гукаем и гулим

Этап новорожденности . Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается. Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет.

К концу этого этапа младенец уже реагирует на обращение к нему - он перестает плакать и смотрит на вас, когда вы с улыбкой склоняетесь над ним, у него появляется первая, пока еще робкая улыбка, которая обращена именно к вам. Появление первой социальной улыбки условно считается окончанием этапа новорожденности.

Второй этап - от 5-6 недель до 3-4 месяцев. Это этап чувственного знакомства с миром. Малыш слушает, смотрит, воспринимает запахи, прикосновения, но собственная целенаправленная деятельность у него появится только к концу этого этапа. Звуки, которые издает ребенок, становятся более протяжными и певучими, и постепенно гуканье сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля».

Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется "комплексом оживления" и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком.

В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными - он весь устремится к вам.

Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.

Понимание интонации: младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их - он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию. Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, их ритмический рисунок и многочисленные повторения привлекают его внимание.

Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится - подстригание ногтей.

Понимание интонации и ситуации - это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати.

Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.

На что обратить внимание: если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру. Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка.

Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею.

Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух». Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое.

Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным. Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета - цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова.

Второе полугодие: лепетные слова

В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов.

Вы можете помочь развитию лепета:

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам.

Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета. Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д.

Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками.

Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».

Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.

Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, "а-а-а" (спать) или "кс" (кошка) - так могут выглядеть первые слова ребенка.

Постепенно в речи ребенка появляется все больше лепетных слов, которые представляют особый пласт русского языка, называемого "нянюшкин словарь" или язык нянь. Часть таких слов - например, дядя, мама, папа, баба - вошли в нашу "взрослую" речь, а другие, например, бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.

В этом возрасте происходит очень важные изменения и в понимании ребенком речи окружающих - он начинает обращать внимание на речь взрослых. На предыдущих этапах мы говорили о том, что ребенок понимает ситуацию. Теперь он начинает понимать речь в определенной ситуации, например, когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!» - малыш протягивает руку в ответ.

Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу. Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам.

Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем -прыг-прыг, покачаемся кач-кач.

Приведем еще несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:

Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие.

Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными.

Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения.

Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет.

Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом.

Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр - тормозят речевое развитие ребенка.

Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.

Размеры словаря

К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, "ам", "биби", "киса", "бах".

К 18 месяцам - словарь увеличивается до15 лепетных слов и звукоподражаний.

К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов. В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, "папа дррр" (папа уехал на машине).

Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры.

Проблема только в том - какие? Чаще всего малоговорящих детей идут к неврологу, а тот выписывает стимулирующие медикаменты. Помощи нужно искать у логопеда, но и здесь проблемы - очень мало специалистов, которые умеют работать с детьми до трех лет.

Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью. Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Начало агуканья – индивидуально для каждого малыша. Но чтобы этот период настал скорее, старайтесь разговаривать с ребенком как можно больше

От первых звуков до первых слов

Первые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:

  • при агуканьи ребенок произносит в основном гласные;
  • гуление же представляет собой более сложную форму речи, при которой ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.

Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.

Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.

В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».

Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».

Стоит ли волноваться?

Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.



Молчание малыша не означает задержки развития, просто он готовится к произношению новых звуков

Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.

К прекращению агуканья могут привести и внешние факторы – болезнь или стресс. Таким малышам бывает сложно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.

Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.

Почему ребенок молчит?

Причинами позднего начала гуления могут быть:

  • Темперамент малыша – некоторые дети начинают произносить первые звуки уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, начинают агукать только спустя 8 недель после рождения.
  • Пол – у детей разного пола речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они раньше осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются выстраивать фразы и простые предложения. Мальчики, как правило, начинают говорить позднее, но при этом более активно используют мимику и жесты для общения.
  • Окружающая среда – довольный, сытый и счастливый ребенок, находящийся в тепле и сухости, быстрее станет активно гулить. Задача родителей – создать максимально комфортные условия, поскольку стрессы только помешают раннему развитию речи.
  • Недостаток общения – малыш раньше загулит, если родители будут уделять много времени общению с ним. Сопровождайте каждое свое действие: кормление, смену подгузника, купание, одевание разговорами, рассказами, потешками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что с ним общаются, пусть даже и не понимая смысл слов. Позднее он станет отвечать вам гулением и мимикой, радостно сучить ручками и ножками.


Развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, это относится и к речи

Как разговорить малыша?

Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:

  • регулярный массаж ладошек;
  • сгибание и разгибание пальчиков, их массирование;
  • подкладывание под руки специального коврика.

Речевые игры для малышей

Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:

  • Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
  • Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
  • Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: ). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» – выходит «мама».
  • Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
  • Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.


Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а также развивают речь малыша

В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.

Проблемы в речевом развитии

В ряде случаев может потребоваться обращение за помощью к специалисту, в частности если:

  • гуление внезапно прекратилось, и это продолжается в течение нескольких дней;
  • агуканье так и не началось, хотя ребенку уже 3 – 4 месяца;
  • звуки при гулении отрывистые и не похожи на воркование;
  • гуканье похоже на визг;
  • не наблюдается общения со взрослыми во время гуления.

Перечисленные выше симптомы не должны оставаться без внимания со стороны родителей. Они требуют принятия определенных мер, одной из которых должен стать визит к невропатологу.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты