Цвет кожи китайцев. У китайцев желтый цвет кожи. Узкие глаза - это признак эволюции

19.03.2024

Существует популярное заблуждение, будто бы у китайцев желтый цвет кожи .

Типичный китаец вовсе не желтее, чем тот же француз. При первых контактах европейцев с Дальним Востоком нигде не упоминалось о какой-либо «желтой расе». «Вроде нас» - такую характеристику дал именитый путешественник из Италии Андреа Корсали, посетивший Китай еще в 1515 году.

Через несколько лет тайный советник немецкого императора Трансильванус, беря за основу рассказы португальских моряков, описывал китайцев «Люди с белой кожей, с высоким уровнем устройства общества … на подобии нас, немцев».

При делении человечества на расы в 18 веке и появилось первое упоминание о желтом цвете кожи. Нужна была промежуточная раса между черными на юге и белыми на севере. Тут-то сперва подвернулись индийцы, а позже «желтыми» назначили и китайцев. В то время бешенной популярностью пользовалась книга профессора медицины И.Ф. Блуменбаха. В ней он упоминал о «кавказской расе» с белым цветом кожи, о монгольской с желтым, американской «красной, как медь» и о черных африканцах.

Эти заблуждения человечества были так ловко ему навязаны, можно точнее сказать из произведения Ильфа и Петрова – «И тут Остапа понесло…». За письменным столом, взявши за основу только лишь предположения (например утверждалось, что азиаты чаще болеют желтухой – отсюда они и остаются до конца жизни желтыми) целому человечеству было навязано сугубо субъективное мнение.
В довершении ко всему этому, теоретики, выдумавшие эту классификацию в глаза не видели никого, кроме европейцев.
Зачастую основа их предположений являлась представление самих китайцев.

«На все воспоминания детства как бы наброшена желтая вуаль, – пишет в своих записках последний китайский император Пу И. – Желтой была глазированная черепица на крышах домов, желтыми носилки, на которых меня носили, подкладка моего платья и шляп, покрывала… и тарелки, с которых я ел и пил, были желтого цвета… Вокруг меня не было ничего, что не носило бы желтого оттенка».
Эта любовь китайцев к желтому цвету («желтая река» Янцзы, мифологический «желтый император», вообще все большое и духовное было желтым) как бы подталкивала европейских классификаторов изобрести такую «желтую расу», не смотря на все эти теории кожа китайцев нисколько не пожелтела .

Еще одно заблуждение.

Все китайцы – на одно лицо .

Супруга последнего императора Пу И, единственного правителя Китая, который осмелился покинуть страну и посетить Европу, делится воспоминаниями, с каким трудом ей давалось участие в официальных церемониях или давать приемы только по одной причине, что ей трудно было различать лица – в частности, лица членов королевской семьи или родственников германского императора.
Для корейцев или японцев, впервые прибывших в Европу или Новый Свет, эта проблема поначалу также представляется трудноразрешимой.
Так что это – очередное предубеждение и только.

Я родилась и выросла на юге Бурятии, на самой границе между Россией и Монголией, и никогда я не задумывалась о разрезе глаз своих земляков, пока у меня не спросили, какой я национальности! После последовал не менее интересный вопрос о том, почему у азиатов глаза узкие ? Действительно, почему?

Почему у азиатов узкие глаза

Такой разрез глаз называется эпикантус - особое физиологическое явление, когда складка верхнего века прикрывает слезный бугорок. Как видите, физиологически - это всего лишь отличающееся строение глаза, которое встречается, кстати, не только у азиатов, но также и у некоторых племен Африки.

Наличие эпикантуса у целого ряда народов до сих пор не имеет научно обоснованного ответа, существуют лишь предположения. Изучив статьи в интернете и опросив своих друзей и знакомых, я пришла к выводу, что существует множество версий и объяснений происхождения этой особенности, которые можно распределить в несколько блоков:

  • религиозная версия;
  • эволюционная версия;
  • мифическая версия.

Религия в формировании разреза глаз

У азиатских народов существует притча о происхождении людей. Однажды, после того, как Бог создал мир и нашу планету, решил он населить ее людьми. Самый лучший способ создания - это вылепить фигурки людей из глины и обжечь их . И начал Бог работу.

Слепил он фигурки и поставил их в печь , но что-то отвлекло создателя, и не успел он вовремя вытащить фигуры из печки, да и обгорели они . Отправил Бог таких людей в Африку .

Слепил он еще фигурок и отправил их в печь , но в этот раз Бог слишком рано вытащил их из печи и получились фигурки слишком белые. Отправил создатель таких людей в Европу.

На третий раз Бог очень постарался , лица сделал фигуркам довольные и улыба ющиеся, глаза от этого получились уже, но Богу казалось это очень красивым. Поставил он их в печь, обжег в меру. Так и получились азиаты. С желтой кожей и узкими глазами.


Легенды и мифы в формировании разреза глаз

У китайцев существует легенда, что прародителем всех азиатов стал юноша Ян-Ди , сын женщины и небесного дракона. Драконы всегда являлись для китайцев символов победы и жизни, неудивительно, что на заре цивилизации многие девушки становились их жертвами. Ян-Ди, согласно легендам, выглядел не так, как обычные люди. Он был мощнее, красивее, а лицо его было особенным... У него были узкие глаза.


Узкие глаза - это признак эволюции

Самая обоснованная научная версия придерживается версии эволюции . Азиаты - народ, проживающий в обширных степях и пустынях, где всегда дуют сильные ветра с песком . Поэтому, спустя пару тысяч лет, у народов, проживающих в этих местах, появился эпикантус.

Также бытует мнение, что глаза сузились из-за постоянного прищуривания. Азия - это восточные страны, где на восходе солнце светит ярче, чем, к примеру, в Европе. Поэтому и залегла в их генофонд эта защитная реакция.


Кстати, существует и третья версия. Возникновение эпикантуса связано с низким переносьем и отложением жира в верхнем веке. Известно, что эпикантус - это жировая прослойка. У людей, имеющих достаточно жировых отложений, эпикантус более заметен, чем у остальных. Усиленное жироотложение на лице замечено практически у всех детей монголоидной расы. Ученые считают, что усиленное жироотложение на лице у детей связано с защитой от обмерзания и защитой от засушливого климата.

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и Internet.

Цивилизационная автономия Китая не вызывает сомнения. Китайская культура необъятна и прекрасна. При этом мы категорически мало о ней знаем. Во-первых, языковой барьер трудно преодолим (изучающие китайский язык подтвердят, как сложно выучить необходимое количество иероглифов, чтобы свободно читать научную и художественную литературу). Во-вторых, чтобы понять китайскую специфику, необходимо отойти от европоцентричности(забыть, например, запад и восток - это не справа и слева от Европы) - что очень сложно сделать, ведь изучение происходит в первую очередь по книгам русских и европейских авторов. Тем не менее, давайте попробуем погрузиться в историю и символику, возникшую в рамках китайской цивилизации.

Возможно, ни в одной стране мира не относятся так ревностно к цвету, как в Китае. Скрытый смысл черного, красного, желтого будет преследовать вас повсюду.

Все «десять тысяч вещей» в природе имеют свой цвет. В реальной жизни мы встречаем огромное количество цветов и их оттенков. Как доказали ученые посредством анализа цветового спектра, в мире существует более 10 млн различных цветов. Но для китайцев дело обстоит гораздо проще: они считают, что базовыми выступают всего пять цветов, а именно: черный, красный, синий, белый и желтый. Эти цвета признаны «чистыми» (открытыми, беспримесными), а все остальные представляют собой не более чем различные комбинации упомянутых базовых цветов, смешанных в разных количествах и пропорциях. Китайцы называют такие цвета «смешанными». «Чистые цвета» знаменуют верность традиции, устойчивость, постоянство и благородство, в то время как «смешанные цвета» считаются вульгарными и даже низкопробными. Так, в Древнем Китае по цвету женской одежды можно было определить, кто из женщин является супругой, а кто наложницей. Согласно установлениям, женам следовало надевать одежду только «чистых цветов», а наложницам разрешалось носить наряды «смешанных цветов».

Почему китайцы выделяют именно упомянутые выше пять цветов? Это продиктовано представлениями об устройстве мироздания. Символику цвета следует рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов. Так, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Давайте представим на секунду, что окружало Китай в древности.
На востоке — бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый . Ему соответствует молодость, весна, ветер.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный . Это цвет радости, счастья, лета.
На западе — высочайшие горные вершины Азии. А в предгорьях когда-то добывали металлы. Поэтому западу и соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена, предки тибетцев, с запада приходили кочевники. А холодные снежные вершины определили и цвет- белый . Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени.

Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета.
И, наконец, центр - это Китай , ему соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии).

Желтый цвет символизирует Центр мира, Поднебесную империю. Желтый - это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля - это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая).


В феодальном Китае желтый цвет считался самым почитаемым, чему существует несколько объяснений. По одной из версий, китайцы принадлежат к монголоидной расе и имеют желтоватый оттенок кожи, поэтому любовь к желтому цвету у них просто «в крови». По другой версии, именно потому, что Китайская цивилизация зародилась в бассейне реки, которая носит название Хуанхэ (Желтая река), эту реку называют «матерью» всех китайцев. Кроме того, первое протогосударство в Китае сформировалось в районе Лессового плато, в центральной части бассейна Хуанхэ, где земли отличаются высокой плодородностью. Ведь эта река на протяжении тысячелетий регулярно разливалась, оставляя лессовые наносы и постепенно формируя аккумулятивную равнину. Лессовое плато является колыбелью китайской нации и одновременно - неотъемлемой составляющей китайской культуры, а потому желтый цвет плодородных наносов наделен в Поднебесной особым значением.



На протяжении долгого времени в Китае считалось, что только императоры или очень знатные особы имеют право носить желтую одежду и аксессуары. Желтый цвет символизировал благородное происхождение и избранность, поэтому и парадная одежда императора с изображением дракона - мифического прародителя китайской нации, а также императорский дворец были именно желтого цвета. При династии Цин (1636-1911 гг.) император жаловал желтые куртки-«магуа» (куртка, надеваемая поверх халата) в качестве знака отличия имевшим значительные заслуги чиновникам. В народе желтый цвет ценили и уважали, так как это - цвет золота. В связи с этим в языке появилось немало слов и выражений, связанных с желтым (золотым) цветом. Например, китайцы наделили слово «золотой» переносным значением «счастливый, благоприятный» и стали называть так те периоды развития и жизни государства, которые характеризовались стабильностью и процветанием: «золотая эпоха».

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Сине-з еленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер, по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно с рождением новой жизни.



Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение.


Синий - это самый непостоянный цвет, который может в любой момент измениться. Иногда он «превращается» в зеленый - цвет Природы, полной жизненной энергии и сил, а иногда - в сине-зеленый или темно-синий цвет (иссиня-черный), может превратиться в фиолетовый.

Красный символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем - Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце - это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза.



Выражение 红火 (красный огонь) означает, что твоя жизнь развивается как красное пламя. И это очень хорошо! 火了 означает «популярный», а 火爆 (огонь и взрыв) — место с кучей народа или книгу/фильм с элементами боевика. Напомним, что красный — традиционный цвет для китайских праздников и вечеринок.
Китайцы считают красный цвет цветом торжества, празднеств, свадеб. В представлении китайцев этот цвет выступает символом радости, благодатных знамений, успеха и праздника. Во время свадебной церемонии невеста, по традиции, должна быть обряжена в красное одеяние, а в праздник Весны (Новый год по традиционному китайскому календарю) китайцы клеят на двери домов парные иероглифические надписи с благопожеланиями, написанными на красной бумаге, повсюду развешивают красные фонари. Награждая отличившихся в учебе и труде, китайцы преподносят красные цветы.



Когда какое-то предприятие или производство, добившись прибылей, выплачивает своим акционерам дивиденды, это называется «разделить красную прибыль». Красный цвет олицетворяет энтузиазм, справедливость и символизирует полноту энергии. Если у человека на щеках румянец, то этот человек здоров и бодр. Представления китайцев о красном цвете, его значении и отношении к нему китайцев прекрасно отражены в таких фильмах знаменитого китайского кинорежиссера Чжан Имоу, как «Красный гаолян» и «Зажечь красные фонари».

Белый цвет олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность - холод и стихию - металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны - владыка губительного для человека мира, а с другой - охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах.


Белый - это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами.


Черный цвет являлся цветом севера и связывался с чем-то таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является воин Сюаньу, «черная черепаха», представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса.


Тайна - это удел ученых, змея - мудрость, черепаха - долголетие, вода - проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета - познание и ученость, углубление в непознанное.

Теперь, я надеюсь, наше представление о цвете в китайской клуьтуре стало более обширным. Во второй части символика цвета будет раскрыта в быту и повседневности.
А сказка о китайской культуре не заканчивается, впереди нас ждут также орнамент, узоры и традиционные костюмы.

Список литературы:
Цвет в Китае.

Китайская цивилизация — одна из древнейших цивилизаций в мире и насчитывает около 4 тысяч лет. Когда люди бродили по свету маленькими племенами, грабя и уничтожая все, что встречалось на их пути ради наживы, китайцы уже тогда создавали, создавали не покладая рук, свой собственный мир, культуру и традиции.

Каждый день рабы кропотливо строили дома своих императоров и пахали землю под палящим солнцем Поднебесной, что делало их кожу желтоватой, немного смуглой и морщинистой.

Именно с тех пор, как произошло разделение людей на классы, началась история «синдрома белого человека» у китайцев:

Если твоя кожа темная — значит ты относишься к сословию рабов, значит это карма, которую ты должен нести всю свою жизнь, передавая из поколения в поколение.

Если твоя кожа бледная — ты привилегирован, ты один из миллионов — ты тот, кто призван управлять и властвовать.

Ведь недаром китайские императоры всегда носили длинную одежду, оставляя солнечному свету возможность любоваться лишь своим лицом, и то лишь тогда, когда они оставляли свой солнечные зонтики дома.

Вот вам и ответ на вопрос «какой же он, цвет кожи китайцев » или «почему у китайцев желтая кожа «.

Время неуклонно летело, рабство давно уже ушло в прошлое, а устанавливавшиеся тысячами лет обычаи и устои остались неизменны.

Китайцы при виде иностранца спокойно могут подойти и вместо «Ни хао» взбудораженно промолвить: «О Боже, какая у тебя невероятно красивая белая кожа!» (хотя моя кожа — абсолютно нормальная рядовая мужская кожа, я не хожу по спа-салонам и даже не пользуюсь скрабами). Некоторые могут спросить рецепт вашего успеха — на что я всегда отвечаю: «Ешьте еще больше острого и жаренного и тогда вам точно можно забыть про белую чистую кожу».

Чтобы вы понимали, китайцы со всеми блюдами едят «ла дзяо»(острый перец) и вдобавок заливают всевозможными соусами. Как следствие — большая часть населения испытывает проблему угрей.

Китайцы в солнечную погоду ходят с зонтиками

В основном это девушки в возрасте от 16 до 40 лет, которые пытаются сохранить свою «привилегированность» и быть белее белого.

Тут я хочу вам сказать, что побывав летом на юге Китая, вы сами начнете понимать всю суть зонтиков, как средства защиты от солнца. Жара стоит такая, что плавится асфальт, а на бетоне можно жарить яйца.

Чтобы быть в «тренде» некоторые «белые люди Китая » покупают себе тональный крем неприлично, на мой взгляд, белого цвета. На улице нередко можно встретить беззаботно прогуливающегося жителя Поднебесной, лицо которого словно покрыто кремом от загара. Лицо настолько белое, что можно случайно принять его за мима. Мажутся тональным кремом не только девушки, но и парни, так что ни в коем случае не пугайтесь. Кроме того, во всех китайских магазинах вы всегда найдете огромный ассортимент средств для отбеливания кожи: скрабы и крема, маски и лосьоны, волшебные мочалки и щетки и все они, как один, призваны сделать вашу кожу белее белого.

По поводу курортов

Первым делом китайцы всегда покупают себе самые дорогие крема против загара. Мажутся они ими один поверх другого, видимо результат таким образом, по их логике, будет лучше.

По городу на каждом третьем билборде размещена реклама косметических салонов, которые предлагают сделать вашу кожу похожей на кожу иностранцев (на картинке всегда фото китаянки и иностранки, для убедительности).

Я, до приезда в Китай, никогда не мог подумать, что у китайцев действительно есть такой комплекс, как цвет кожи. Но он доходит до таких масштабов, что порой даже начинаешь думать: «Ребят, вы чего? Радуйтесь тому, чем наделил вас Бог.»

Желтокожие вьетнамцы,

Верещат в кустах как зайцы…

Сергей Чиграков (ЧИЖ)

Монах у водопада в селении Дой Пуй. Чианг Май.

Цвет кожи азиатов

Так уж повелось, что людей, относящихся к монголоидной расе называют желтокожими (а еще «косоглазыми» и «узкоглазыми»). Не будем рассуждать об этичности и политкорректности подобного термина, рассмотрим лишь его фактическую составляющую. А она такова, что китайцы, японцы, монголы, вьетнамцы, тайцы и прочие азиаты при внимательном их рассмотрении в буквальном смысле этого слова, оказываются ничуть не желтее русских, англичан или французов.

Мальчики-монахи. Окрестности Мэ Хонг Сона.

Здесь будет уместно, вспомнить, что первые европейцы, повстречавшиеся с китайцами ничего о желтом цвете их кожи не сообщали. Напротив, в XVI веке тайный советник германского императора Трансильванус описывал жителей Поднебесной следующим образом: «Это белокожие люди с весьма высоким уровнем устройства общества – вроде нас, немцев». Другой европеец - итальянский путешественник Андреа Корсали, побывавший в Китае в 1515 году, глядя на местных жителей, воскликнул “Di nostra qualita”, что в переводе значит – “Вроде нас!”.

Танец с зонтиками. Дой Сутеп. Чианг Май.

Широко распространенное во всем мире заблуждение о желтокожих азиатах породила кабинетная наука XVIII столетия. Тогда ученые решили разделить человечество на расы. Северные народы были причислены к белой расе, южные народы – к черной, а так как нужна была и промежуточная между этими двумя расами, то к ней отнесли население Индии , а чуть позже и китайцев. Назвали ее желтой, поскольку, по мнению создателей этой теории, желтый цвет находится как бы посередине между белым и черным. В то время одним из главных авторитетов в научной среде был профессор медицины из Геттингена Иоганн Фридрих Блуменбах. Он сравнил цвет кожи американской расы с медью, а монгольской – со спелыми колосьями пшеницы, наподобие вареной айвы или сушеных лимонных корок. К тому же он объяснил, что азиаты имеют желтый цвет кожи из-за того, что они часто болеют желтухой. Самое интересное, что по сообщениям современников, сам профессор ни разу в жизни не видел ни индейца, ни китайца.

Танец с бумажным зонтиком. Дой Сутеп. Чианг Май.

Я, в отличии от герра Блуменбаха, повидал великое множество азиатов. Но за все мои долгие странствия по Южной и Юго-Восточной Азии нигде, ни в Таиланде, ни в Индии, ни в Непале , ни где-либо еще я не встречал азиата желтокожего. И вряд ли повстречаю 🙂

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты