Праздник - обряд "кормление духа-хозяина моря". Праздник — обряд коренных малочисленных народов Сахалина «Кормление духа — хозяина моря Праздник- обряд кормления духа хозяина моря

01.01.2024

Древнее предание коренных малочисленных народов Севера гласит: «если не задобрить духа моря перед главной путиной – он рассердится и не даст рыбы». Поэтому аборигены Сахалина ежегодно собираются на морском берегу, выполнить традиционный обряд - «Кормление духа - Хозяина моря».

Екатерина Королева, начальник отдела КМНС аппарата губернатора и правительства Сахалинской области:

Этот праздник уже второй год проводится в статусе областного. Очень уважаемые люди – старейшины, совершают обряд: приходят на берег моря, приносят блюдо, с определенной национальной едой и задабривают духа моря, чтобы он дал большой, богатый улов.

В этом году праздник проходил в Поронайском районе на берегу залива Терпения. Здесь собрались представители всех сахалинских родовых хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера. Неподдельный интерес к обряду проявили и простые сахалинцы.

Елена Мельникова, жительница г. Поронайска:

Мы тоже верим, что кормление духа – это такой нужный обряд, своеобразная дань природе. Хочется верить, что после этого обряда и рыбы будет больше.

В деревянной чаше для кормления духа моря, должно быть лакомство от каждого родового хозяйства и общины. Чтобы угодить морской пучине аборигены отдают самые лучшие блюда - из ягод, грибов, мяса и других ингредиентов. Самое главное – не положить, по ошибке, рыбу. Дух моря, приняв такой гостинец, «подумает», что рыба человеку не нужна.

Минато Сирюко, старейшина:

Вообще мы просим немного. Главное, чтобы дети были сытые, и взрослым хватило. Много просить нельзя, иначе, что останется будущим поколениям?

Традиционный обряд совершают старейшины – они бросают в морские волны фрагменты всех блюд, представленных в чаше. Оставшаяся часть морского меню достается духу леса и духу огня. У хозяина тайги старейшины просят сил и здоровья, а дым от костра, по поверью, прогоняет злых духов. Для сахалинских аборигенов – эти обряды не просто праздничная традиция. Национальные ритуалы стараются проводить и в будни. Жить в гармонии с природой – иначе они не могут. Но реалии современной жизни вносят свои коррективы.

Анастасия Бугрей, зам. председателя этнокультурного центра КМНС:

Ой, вы знаете, все так боялись этой Фукусимы и до сих пор боятся. Очень хотят, чтобы рыба все-таки была, и чтобы была хорошая. Но нам старики уже сказали, что путина будет поздней, рыба придет чуть позже. Потому что даже шиповник еще не расцвел. Когда шиповник расцветает, то сима идет полным ходом, а вслед за ней горбуша и кета.

Праздник продолжился спортивными конкурсами. В прыжках через нарты, стрельбе из лука, вольной борьбе и других национальных состязаниях мог поучаствовать любой желающий. Пока одни соревновались, другие пробовали национальную кухню. Блюда питательные и изысканные. От традиционной ухи и юколы до вареного медвежьего сердца.

Марина Левицкая, представительница родовой общины «Ильгуш»:

У нас видите, какая кухня богатая. Люди ходят, пробуют, всем очень нравится, никто не брезгает. Самое уникальное у нас блюдо – это мос. Его делают из рыбьих шкур, и туда добавляется любая ягода, иногда и орехи. Очень сытное и питательное блюдо.

Завершилось мероприятие праздничным концертом. Аборигены исполнили национальные песни и музыкальные композиции. А в унисон звучащей со сцены музыке шумело «сытое» море.

В городе Поронайске на берегу залива Терпения с 21 по 22 июня 2014 года состоялся ежегодный праздник — обряд коренных малочисленных народов Сахалина «Кормление духа — хозяина моря».
Обряд, корни которого уходят в глубокую древность, совершили старейшины Минато Сюрико (Людмила Хомовна) и Осава Алексей.

Кормление духа моря

Добрым знаком того, что духи приняли жертву, стало появление Солнца после дождливой погоды. Гости и участники праздника радовались хорошему дню и с энтузиазмом состязались в конкурсах: «национальная кухня», «прыжки через нарты», «стрельба из лука», «национальная борьба». В конкурсной программе праздника приняли участие 6 команд из муниципальных образований Сахалинской области (36 участников).

Кормление огня

Сотрудники Сахалинского областного краеведческого музея выступали в составе делегации от города Южно-Сахалинска. О. Ф. Соловьёва участвовала в номинациях «лучшее мини-жилище», «ловля „оленя“ с помощью маута», а также в дефиле национальной одежды. Е. В. Майнагашева была членом судейской коллегии.

Участники мероприятия из шести районов области

Победителями в общекомандном зачёте стали хозяева мероприятия — коренные поронайцы. Второе и третье места поделили между собой Тымовский и Охинский городские округа. Почётное четвёртое место заняла команда из города Южно-Сахалинска.
Все команды получили памятные призы и договорились встретиться через год, чтобы определить сильнейшего.

Благодарим всех организаторов праздника!

Национальная борьба

Прыжки через нарты

Ловля оленя с помощью маута

В ожидании дефиле

Выход в море на шлюпках

Старейшины Поронайского района

Дегустация национальных блюд

Материал подготовил: заведующий сектором передвижных выставок Е. В. Майнагашева.
Фотографии: Ю. В. Китагава, О. Ф. Соловьёва.

Праздник- обряд кормления духа хозяина моря

Шулунова С.В.

Земля нивхов со всех сторон омывается «голубым континентом», их земля на материке находится в бассейне великой реки Амур и многочисленных ее притоках, а также озер. На востоке нивхскую землю омывает Охотское море. Это обстоятельство нашло отражение в мировоззрении нивхов и их древней духовной культуре. Вода у нивхов также одухотворена. В местах горных источников, по представлениям нивхов, живет хозяин (хозяйка) горного источника, а на дне Охотского моря и Тихого океана - седовласый хозяин моря, которого нивхи называют тол-ыз. В мифологии он известен как Тайр-надз. «Бог моря Тайр-надз живет на дне Охотского моря. Это глубокий старик с седой бородой, который живет со своей старухой в подводной юрте. В юрте масса ящиков с самой разнообразной икрой, которую он время от времени пригоршнями бросает в море. Это он в определенное время посылает несметные отряды лососей, без которых жизнь гиляка была бы невозможна; это он рассылает касаток наводить порядок в морях и гнать навстречу гиляку всяких зверей морских».

Среди нивхов распространены предания, в которых описывается жизнь в морской пучине. Морем, как говорится в мифологии, управляет семья седовласого старика. Нередко в голодные годы, особенно в годы плохих промыслов рыбы, нивхи отправлялись на поклон к хозяину воды/моря и показывали ему хвосты сушеной рыбы. Так они «сообщали» о том, что голодают.

В преданиях есть немало описаний, как нивхи добирались до хозяина воды. В плохие промысловые годы нивхи решались отправить в дальнее путешествие к хозяину воды кого-нибудь из молодых людей, сильного и выносливого, знающего дорогу. При встрече с «хозяином воды» посланец излагал просьбу своих сородичей и соплеменников послать им рыбу и позволить добывать ее в нужном количестве. Выслушав посланца, «хозяин воды» с пониманием относился к просьбе людей, всегда принимал гостя, угощал его и беседовал с ним, во время разговора расспрашивал о жизни людей и выяснял подробно их нужды. Затем провожал гостя домой, брал горсть икры разных рыб и бросал вслед за гостем. Икра превращалась в косяки рыб и устремлялась к реке, на побережьях которой живут нивхи. Таким образом нивхи обеспечивали хорошие промыслы и средства для существования.

В свою очередь, нивхи дважды в год устраивали большие ритуальные праздники «кормления» воды: весной во время вскрытия реки и морских побережий ото льда и глубокой осенью перед самым становлением льда на реках и на море. Люди тщательно и серьезно подходили к этому празднику, готовили ритуальные блюда: мось - студень из рыбных кож и ягод, разные ягоды с рыбьим жиром, юколу - вяленую сушеную рыбу, табак, съедобные травы и т.д. Всю еду клали в специальные блюда в форме рыб разных пород, морских зверей, водоплавающих, птицы-гагары. Каждая семейно-родовая группа на своем берегу устраивала «кормление», бросая в воду пищу из этой посуды. Оставшуюся еду и посуду уносили домой, и каждого члена семьи обязательно угощали ритуальной едой. Угощали этой едой и членов других родов. Но так как большинство нивхских семей были малочисленными и в них жили представители родственных семей, то все семьи совместно устраивали праздники «кормления» воды - «тол ардъ». Ритуальную посуду хранили старейшие нивхи в амбарах. Ее использовали только на празднике «кормления» воды.

В повседневной жизни нивхи устраивали «кормление» воды во время плавания по реке, бросая табак или еду, приговаривая «Тол-ыза нъын намагур хумгуя, колавтилыгыр вигуя» - «Хозяин воды, позволь нам хорошо жить и без болезни ездить».

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря наблюдаю третий год. Проводится он в июле перед летней путиной. Поронайск- город Сахалинской области, в который раз гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера из других муниципалитетов области и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палеодеревня, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка, ведущая праздника объявляет соревнования и конкурсы. Несмотря на то, что на улице довольно прохладно (около +8 С) зрителей немало. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня КМНС (коренных малочисленных народов Севера), "ловля оленя" (бросают маут на рога оленя), просто общение- всё это необычно и интересно мне, родившейся и выросшей на материке в степных районах Прибайкалья. Что заинтересовало и "зацепило", с тем и делюсь. В 2011 году на этот праздник приезжала группа "Таинственной России", в этом году представители областных СМИ. Принимают участие в конкурсах и соревнованиях только коренные малочисленные народы Севера. А теперь смотрим.

Ушица свежая, горячая и вкууусная!

У чума в палеодеревне

Маут готов. А вот и "олень"

Ещё можно встретить афрокосички.

Конкурс мастериц юколы

Вот эти ровные тонкие пласты рыбы готовы для сушки. И будет потом юкола.

Операторы за работой, а в это время...

Такая милая пара на песке пекла куличики. Вокруг них соревнования, а им... а у них своё священнодействие.

Хомовна, так любя её называют. Людмила Хомовна Минато, учительница уйльтинского языка, одна из старейшин кмнс Поронайска, ей всегда доверяют кормить Хозяина моря. Сирюко Минато, её официальное имя. Душевная и очень простая женщина, соавтор уйльтинского букваря.
А вот и кормление.

В этом году кормили духов Моря, Огоня и Земли. В море я не пошла из-за прибрежной волны, а вот процесс кормления земли сфотографировала. Фотографировать сложно, т.к. страждущих сделать снимок огромное количество и очень сложно пробиться через толпу. Что получилось, то получилось.

Старейшины разговаривают с Духом Земли, просят для всех благоденствия.

Куда уж без детей. Дети самые благодарные зрители.

Ещё одно конкурсное испытание. Участникам нужно быстро и качественно починить сеть.

Соревнуются борцы

Болельщики

Тем временем...
слушаем игру на варгане

Игру на музыкальном бревне

Рассматриваю наряды и головные уборы сахалинских мастериц.

Вот так вкратце. не успела сфотографировать прыжки через нарты, перетягивание каната, соревнование лодок, прыжки через канат. Надеюсь, что в 2014 году восполню это.
Спасибо, если просмотрели материал до конца.
С уважением, Shulunova Stella.
г. Поронайск, Сахалинская область, 2013 г.

Закатной значок

Варианты размера и окраса значка

В Поронайске провели обряд кормления духа - хозяина моря


В субботу в Поронайске представители коренных народов Севера провели традиционный обряд кормления духа - хозяина моря. Этот древний обычай нивхов всегда предшествовал началу хода лососей и, очевидно, сродни славянским, еще языческим, зажинкам - празднику начала сбора урожая. Так как нива нивхов - море, то и мифология этого народа связана с ним самым тесным образом.
Обычай кормить духа моря передавался у нивхов из поколения в поколение, и даже в наши дни обряд проводят старейшины в местах традиционного проживания этого народа. В последнее время в Поронайске, благодаря усилиям местной организации коренных малочисленных народов Севера, кормление хозяина моря стали отмечать как праздник. В этом году - межмуниципальный, но в планах организаторов сделать его областным. Организаторы - это также администрация городского округа и региональный совет КМНС. Единственный спонсор - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед".
Главными участниками праздника стали команды районов - Поронайского, Смирныховского, Ногликского, Охинского, а также Южно-Сахалинска. При этом Поронайский и Охинский районы были представлены двумя командами. Им предстояло показать гостям свое творчество и посостязаться в национальных видах спорта. Обряд провели на берегу залива Терпения на южной окраине Поронайска. С раннего утра там уже ждали гостей сцена, полевая кухня с ухой и чаем, полицейские, пожарная машина, спасательный катер, цистерна с водой, туалеты и мусорные баки... Хорошую работу организаторов стоит отметить особо. А также - чистоту берега, на котором практически весь мусор - ракушки и морские звезды.
Большая часть поронайцев пришли на праздник пешком, вдоль моря, поэтому не было ни пробок, ни скопления машин.

Первое задание командам - построить "палеодеревню". На сооружение древних жилищ пошли жерди, еловые ветки и подручные материалы. Рядом развесили юколу, развели костер, повесили медвежью шкуру. Завершающий штрих - в "палеодеревню" привезли трех добродушных лаек-мамутов.

Организаторы и команды-участницы приготовили для дегустации национальные блюда.Довольно часто - перед началом и в перерывах соревнований - из динамиков на сцене звучал нивхский фольклор - сказания, напевы. Особый колорит происходящему придавало и то, что многие вокруг были в национальных костюмах - организаторы, участники и зрители.
Мероприятие началось традиционно - с приветственных выступлений официальных лиц, представления команд и танцевального номера поронайского коллектива "Серебряные узоры".
Затем приступили к главному - собственно обряду.

Кормление хозяина моря доверили старейшинам двух команд - из Поронайска и Некрасовки. Вслед за ними к краю воды устремились многочисленные зрители и операторы.Хозяина моря угостили разнообразной национальной снедью - всем понемногу, кроме рыбы.
К этому времени над поронайским пляжем установилась замечательная погода. Было нежарко, но ясно и безветренно.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.Начались соревнования. Прежде всего в программе значился выход в море на лодках.

Следующий вид - стрельба из лука. От каждой команды по участнику - пять зачетных выстрелов. Многие попадали в мишень, но "десятка" в центре так и осталась нетронутой.К середине дня на берегу собралось довольно много поронайцев. Мамы с детьми в колясках и за руку, целые семьи. Полевая кухня угощала ухой, в палатке рядом жарили шашлыки и чебуреки.

А в палатках команд-участниц можно было попробовать национальные блюда.
При этом все состязания собирали много зрителей.Особенно плотное кольцо окружило стол, за которым соревновались в разделке рыбы. У каждой мастерицы свои секреты, не обошлось без споров - как правильнее резать и какой толщины должна быть юкола.Тем не менее, по общему решению, вот она, "правильная" юкола - "15 минут, и на нее не сядет ни одна муха".Затем команды соревновались в починке снастей - с помощью специального челнока - игилички, и клубка бечевки нужно было заштопать дыру в рыболовной сети. Заштопали все, но, как выяснилось, не все правильно.

В программе были также ловля "условного оленя" с помощью маута и тройной прыжок (вместо прыжков через нарты). Очень азартными были соревнования в перетягивании каната и национальной борьбе на поясах.
Труднее всего командам дался фольклорный конкурс. Не все смогли побороть страх перед сценой, однако на суд зрителей все же были представлены прыжки через канат, "танец с веточками", сказка на нивхском языке - "о мифических животных, живших давным-давно"...
Затем с несколькими номерами выступили более опытные артисты - из поронайского ансамбля "Серебряные узоры". А завершилось субботнее мероприятие награждением победителей призами, которые предоставила компания "Эксон".

Наталья Крапивина.
ИА Sakh.com

В этом году (2013), в Поронайске так же прошел традиционный фестиваль праздник коренных народов Сахалина. Старейшины провели древний обряд Кормления духа Моря, Земли и Огня.

Каждый из пяти районов - Охинский, Ногликский, Тымовский, Смирныховский, Поронайский и Южно-Сахалинский в качестве визитной карточки представил юрту. Самой зрелищной, безусловно, стала юрта хозяев фестиваля. Впрочем, и во многих состязаниях и конкурсах коренной народ Поронайского района был лидером. Но и гости не отставали. Сородичи из Охи, Тымовска и Ноглик продемонстрировали бойцовские качества, смекалку и мастерство.

Несмотря на прохладную и пасмурную погоду, на фестивале было многолюдно. Гостей хлебосольно потчевали горячей ухой и традиционными блюдами коренных народов.

Фото 2013 от Шулуновой С.В.

Отдельное спасибо за подаренный значок Шулуновой Стелле (г.Поронайск, Сахалинская область)

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты