Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв. Как определить, есть ли у вашего ребенка дислексия Фонетические методы лечения дислексии

08.12.2023

    Дислексия встречается не так часто, как об этом говорят. Как считает известный педиатр Е. О. Комаровский: истинная дислексия – неврологической природы, а та, с которой мы сталкиваемся, возникает из-за того, что в доме вообще ничего читать не принято!

Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

Причины дислексии:

Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

Виды дислексии:

Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

Выделяют 6 типов заболевания:

Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

Фонематическая, выделяют две формы.
Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).
Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова. Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая дислексия. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

Симптомы дислексии:

Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

Основные:

Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Дополнительные:

Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

Методики коррекции и лечения дислексии:

Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • рядоговорение;
  • ритмы;
  • субтест «повторение цифр»;
  • кулак-ребро-ладонь.

Профилактика дислексии:

Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов. Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия. Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

Игры для профилактики дислексии:

Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

«Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.


Recenzie utilizator



  • Conținut similar

      Всего было открыто десять вакантных позиций, и чтобы претендовать на одну из них, ребенок должен быть младше тринадцати лет и должен увлекаться играми, научными наборами, куклами и машинками, а также уметь живо и интересно делиться своими впечатлениями о них.
      Чтобы предложить свою кандидатуру, соискателям (или их родителям) необходимо заполнить специальную форму на сайте и прислать тридцатисекундный ролик, в котором ребенок рассказывает о своей любимой игрушке. Успешные кандидаты, отобранные целой судейской коллегией, получат годовой запас игрушек от Aldi и работу по тестированию и оценке полученных игрушек.
      «Это отличная возможность для детей заниматься тем, что они и так делают лучше всего, - играют с игрушками!», - говорит Джули Эшфилд, директор по закупкам британского подразделения Aldi. Заявки уже приняты, а значит, совсем скоро определятся десять счастливчиков, которые смогут играть в игрушки на профессиональном уровне.
      n-e-n.ru

      1. Час, день, неделя без гаджетов
      В английском языке недавно появился новый термин для обозначения того, как смартфоны мешают людям общаться вживую, - technoference (от слов technology - «технология» и interference - «помеха, вмешательство»). Исследования показывают, что они действительно лишают нас удовольствия от разговора лицом к лицу, мы постоянно отвлекаемся и не включаемся в то, что происходит в реальности.
      Начать можно с малого: достаточно изучить статистику экранного времени, причём как детскую, так и свою (разумеется, вместе). Цифры могут вас удивить - неужели социальные сети могут съедать столько? Не говоря уже о мессенджерах.
      Чтобы перестать импульсивно тянуться к смартфону каждые пять минут, можно как минимум выделить час, когда никто в семье не пользуется телефонами
      Вместо этого, о ужас, вы общаетесь. Играете в те самые настольные игры (если хочется), читаете, гуляете, ходите в кино и, в общем-то, приятно проводите время. Но только без гаджетов. Добровольно, разумеется. Для эксперимента стоит выбрать не загруженный будний день, а выходной, когда в реальности смартфон не нужен каждую минуту.
      А еще важно откладывать их во время совместных завтраков и ужинов. Так и тем для разговора станет больше, а неловкого молчания - меньше. Вскоре вы обнаружите, что и час, и два отлично обходитесь без проверки фейсбука, а смешные гримасы могут жить и без инстаграма.
      Неделя - испытание для отважных. Проще всего её пережить, к примеру, в отпуске (да, мы помним про инстаграм, но наверняка где-то в шкафу у вас лежит и «просто фотоаппарат»).
      2. Дети на работе
      В конце апреля во многих странах родители берут с собой на работу детей - познакомить с коллегами, рассказать о своих обязанностях, ну и, само собой, покормить в офисной столовой или заказать пиццу. Зачем? Разве детям это интересно? Конечно, да!
      Для некоторых взрослых то, чем занимаются их родители, навсегда остаётся загадкой. Подумайте, как вы отвечаете на вопрос детей: «Что ты делал на работе?» Вряд ли из этих ответов складывается реальная картина мира. А вот такие мероприятия очень сближают, потому что приоткрывают дверцу во взрослый мир, который так интересен детям.
      К сожалению, в Молдове далеко не каждый сможет привести ребёнка на работу, у многих ненормированный рабочий день, многие офисы совсем не жаждут принять тех, кто топает, бегает и задает странные вопросы. Здесь нам есть чему поучиться у шведов. Не так давно страну признали мировым лидером по балансу между работой и жизнью: декретный отпуск там могут взять не только мамы, но и папы; большая часть населения работает по гибкому графику и не пользуется услугами нянь. Так что рассказать и показать, чем занимаются родители, там существенно проще.
      3. Видеоигры
      Не спешите листать дальше, если ваш ребёнок не залипает часами в Майнкрафте и не тратит все карманные деньги на сюрреалистичные образы в Фортнайт. Видеоигры часто ругают за то, что они, мол, провоцируют агрессию, мешают спать, да и вообще сущее зло. Так ли это на самом деле? Спорный вопрос. Возможно многомиллионные гонорары киберспортсменов и стримеров убедят вас в том, что, если играть осознанно и вдумчиво, из них можно извлечь как минимум море удовольствия, а то и пользу.
      Вот лишь несколько идей:
      Выпустить пар после тяжёлого дня в школе или на работе - устройте семейный чемпионат или серию дуэлей в файтинге. Куда веселее и полезнее, чем копить негативные эмоции. Отправиться в путешествие во времени - поездка на море в Грецию, Турцию или Египет может пройти куда увлекательнее, если предварительно всей семьёй пройти одну из частей серии Assassin’s Creed. Смотреть на Парфенон куда интереснее, если неделей ранее побывал на его вершине. Устроить свой чемпионат - причём не только по футболу. Сегодня можно сыграть в детальные симуляторы баскетбола, тенниса, гольфа, регби и других видов спорта. Заодно разберётесь в хитроумных правилах. 4. Семейный сериал
      Стриминговые сервисы вроде Netflix и онлайн-кинотеатры есть во всех более или менее умных телевизорах, не говоря уже о компьютерах и смартфонах. Выделите время, когда вся семья сможет спокойно собраться у экрана и посмотреть любимый сериал или шоу. У такого клуба киноманов есть одно важное правило: никто не жульничает и не смотрит следующую серию раньше остальных. Иначе какой в этом толк?
      Что же посмотреть?
      «Гравити Фоллз» - если вы не слышали об этом мультсериале, а дети ещё не успели надоесть пересказами любимых серий, вам крупно повезло. Пару близнецов - Диппера и Мейбл - отправили на лето гостить у дядюшки в глухом городке, где то и дело происходят загадочные события в духе «Твин Пикс». Яркая рисовка, взрослые темы, остроумные шутки - смешать, взболтать, смотреть три сезона запоем. «Очень странные дела» - захватывающий, красивый и просто ностальгический сериал, который уже на третьем сезоне успел приобрести статус культового. Неудивительно, ведь загадочная атмосфера захолустного городка, на окраине которого в секретной лаборатории открывают портал в параллельный мир, мягко говоря, способствует погружению. Главные герои - дети, только вот приключения у них самые что ни на есть взрослые. «По ту сторону изгороди» - этого мультфильма не хватит надолго (всего десять серий по 11 минут), но лучше вечерней сказки не придумать. Братья Грег и Вирт вместе с лягушкой по имени Джейсон Фундерберкер ищут дорогу домой через мрачный волшебный лес. О важных и сложных темах создатели рассказали остроумно и тонко, так что высочайший рейтинг мини-сериала вполне заслужен. «Лемони Сникет: 33 несчастья» - экранизация легендарной серии детских книг с Нилом Патриком Харрисом в роли харизматичного антагониста дяди Олафа. История злоключений трёх сирот, оставшихся на попечении безумного родственника, не балует зрителя неожиданными поворотами. Тем не менее магический антураж и фантасмагорические декорации неизменно держат в напряжении.
      5. Совместное планирование
      Ситуация, знакомая многим родителям: поехали за границу, в другой город или просто выбрались на выходных в центр, а ребёнку всё неинтересно, скучно, он хочет домой или хотя бы поесть. Почему так? Неужели ему ничего не интересно? Лишь бы у компьютера или в смартфоне подольше посидеть! К сожалению, всё не совсем так.
      Большинство родителей планируют каникулы, отпуск и даже выходные сами, не учитывая мнение ребёнка, ради которого вроде бы всё и затевается
      Чтобы все члены семьи получили удовольствие от совместного досуга, стоит подключать детей к принятию решений, сколько бы лет им ни было. Спрашивайте, делитесь мнением, давайте советы, но позвольте хотя бы часть решений принимать ребёнку. Мало того что это научит его самостоятельности и поможет стать ответственнее, такие каникулы действительно могут стать отпуском мечты.
      Ребёнок очень хотел покататься на лошадях, но ему не понравилось? Делаем выводы вместе! Родители не хотели играть в лазертаг, но дочь настояла, а им в итоге понравилось? Взрослые, делайте выводы!
      mel.fm

      Снежные ангелы – это такие специальные ангелы, которые следят, чтобы зимой был снег. Долгое время работы у них было немного, потому что снег и сам выпадал, как полагается. Но мир изменился, и наступило Глобальное потепление. Снег от этого не то чтобы исчез, но стал ложиться неравномерно – там выпадет, тут растает.

      И не вся живность была надежно укрыта бело-пушистыми одеялами на зиму. Поэтому Снежным Ангелам пришлось покинуть свои ангельские чертоги и спуститься на землю, чтобы уже на месте следить за порядком.
      Они придумали прижимать снег к земле, примерно так же, как кнопками прикалывают к доске листы бумаги. Тогда он лежит на месте и никуда не девается.
      Кстати, люди могут видеть Снежных Ангелов за работой. Но они не догадываются ни о миссии этого народа, ни о его настоящем имени. Поэтому люди называют Снежных Ангелов по-своему – “снеговики”.

      А если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году жители Флоренции, проснувшись по утру, обнаружили, что город завален шедшим всю ночь снегом.
      Молодой правитель города, Джованни ди Лоренцо ди Пьеро де Медичи, попросил своего 18-ти летнего друга слепить снеговика во внутреннем дворе своего дворца. Юноша же был не кто иной, как итальянский скульптор, архитектор, поэт, Микеланджело Буонарроти.
      В честь такого милого праздника редакция собрала милые фотографии Снежных ангелов.

      Lemonade.style

      Оперевшись на мнение психологов, мы разобрались, какие фразы, сказанные в адрес детей сегодня, могут повлиять на принципы восприятия ими жизни на долгие годы вперед.
      «Ты сможешь стать, кем захочешь»

      Всячески поддерживать детей в их увлечениях и целях на будущее - это замечательно. Однако чрезмерная амбициозность детей, как показали исследования, может оказывать негативное действие. Важно донести до своих детей, что у них должен быть запасной план на случай, если им не удастся реализовать свои мечты касательно карьеры. Не каждый ребенок может стать талантливым хирургом, космонавтом или звездой футбола, даже если будет усердно трудиться для достижения своей цели. И это совершенно нормально.
      Задача родителя - вырастить ребенка реалистом, научить ставить достижимые цели и подготовить к тому, что в жизни его могут ждать разочарования.
      «Делай через не могу»
      В случае с физическими нагрузками такие наставления могут причинить ребенку вред. Чаще всего это касается родителей, которые пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты, например быть балериной или звездой спорта. Чересчур интенсивные тренировки грозят травмами, которые могут перечеркнуть будущее вашего ребенка. Научите его прислушиваться к собственному телу и вовремя реагировать на боль и дискомфорт.
      «Ты весь в отца / мать»

      Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать детей с кем-либо из его родных в положительном ключе. Но чаще всего подобные фразы носят отрицательный характер. Причем критике подвергается поведение не только ребенка, но и родителя. Это сбивает детей с толку и вынуждает выбирать сторону мамы или папы, стремиться угодить кому-то одному из них.
      «Ты лучше всех / Тебе нет равных»
      Даже если вы говорите такие фразы из самых лучших побуждений, идеализирование ребенка может иметь негативные последствия для его самооценки. Это приводит к тому, что дети не решаются пробовать себя в чем-то новом, боясь, что потерпят неудачу и не оправдают ожидания родителей.
      «Съешь брокколи / шпинат / цветную капусту, это очень полезно»

      По мнению исследователей из Чикагского университета, для детей слово «полезный» со временем становится синонимом слова «невкусный». Из-за этого они могут отказываться от любой здоровой пищи, даже не попробовав ее. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок съел, например, цветную капусту, лучше скажите, что она вкусная и хрустящая.
      «Не бей сестру / брата»
      Когда нас переполняют негативные эмоции или злость по отношению к конкретному человеку, это совершенно нормально. Как дети, так и взрослые зачастую не в состоянии повлиять на свои чувства, но мы можем найти способ управлять ими. Именно этому нужно научить ребенка - принимать эмоции и контролировать свою реакцию на них. Фраз «не бей брата» или «не обижай сестру» без объяснения причин недостаточно. Ни один ребенок не ответит на них: «Хорошо, не буду!»
      Постарайтесь донести до своих детей, что они не должны подавлять свои эмоции, однако направлять их в причинение физического вреда близким неправильно. Предложите ребенку выплеснуть негатив на подушку или игрушку, нарисовать картинку, отражающую его чувства, или просто описать их словами.
      «Не расстраивайся из-за ерунды»

      Не преуменьшайте проблемы своего ребенка. Возможно, для него это вовсе не ерунда, даже если речь идет о потерянной игрушке. Демонстрируя детям пренебрежение, вы можете потерять к ним доверие, а это грозит тем, что в более взрослом возрасте они не придут к вам за советом или помощью, если проблема будет действительно серьезной.
      «Давай я тебе помогу»

      Умение ребенка определять, когда ему действительно нужна посторонняя помощь, а когда он может справиться самостоятельно, - один из самых важных навыков, которые мы должны приобрести в раннем возрасте. Многие родители опережают потребности своих детей, например, помогая им с домашним заданием, которое они вполне могли бы сделать сами. Во взрослой жизни такие люди потом с трудом берутся за новую для них работу, опасаясь неудач.
      «Не трогай - поломаешь!»

      Если вы будете постоянно повторять подобного рода фразы, это приведет к тому, что ребенок станет скованным и неуверенным в себе. После таких слов малыш и правда, вероятнее всего, уронит или поломает вещь, ведь вы заранее настроили его на такой исход. Во взрослой жизни этот человек может бояться строить карьеру - он будет уверен, что у него ничего не получится, а значит, и начинать не стоит. Если вы боитесь, что ребенок может сломать или испортить какую-то ценную вещь, лучше скажите: «Будь осторожнее с этим. Я переживаю, как бы оно не разбилось».
      «Ты такой умный!»

      На первый взгляд, эта фраза кажется хорошим способом похвалить ребенка, однако она может убедить его в том, что для достижения успеха не обязательно прикладывать усилия, ведь он обладает особым талантом или умом от природы. Лучше поощрять работу и старания детей, а не их качества. Например: «Ты так усердно трудился над этим проектом», «Я верил, что у тебя все получится, ведь ты столько времени и сил потратил на задание».
      «Мама не плачет, все в порядке»
      Пытаясь защитить своего ребенка от переживаний, некоторые родители надевают перед ним счастливую маску и притворяются, что все хорошо, когда их самих переполняют эмоции. Однако дети очень тонко чувствуют фальшь, и она их пугает. Если вы будете подавлять негативные эмоции и имитировать позитивные, это ухудшит не только ваше самочувствие, но и отношения с ребенком. Вам не обязательно рассказывать ему обо всем, что случилось, однако детям важно на своем примере показать, что они не должны стыдиться собственных чувств.
      «Не разговаривай с незнакомцами»

      В случае с маленькими детьми эта концепция слишком сложна для понимания. К тому же они могут начать сторониться всех незнакомцев, в том числе тех, кто пытается им помочь, например полицейских или пожарных. Вместо того, чтобы запрещать ребенку разговаривать с любыми прохожими, лучше объясните, как нужно вести себя в конкретных ситуациях, например если какой-нибудь подозрительный мужчина предложит им конфеты и позовет к себе домой.
      А ваш ребенок часто слышит от вас подобные фразы в свой адрес? Как вы считаете, какие еще слова родителей губительны для детской психики?
      adme.ru

  • Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

    Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

    Дислексию называют «болезнью гениев».

    Причины

    Классификация

    Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

    Видовая классификация

    Вид Описание
    Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
    Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
    Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
    Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
    «Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
    Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

    Классификация по формам

    Формы Описание
    Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
    Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
    Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
    Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
    Оптическая Путает графически сходные буквы
    Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

    Признаки

    Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

    Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

    Проявления у детей

    Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

    Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

    Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

    «Звездная» болезнь

    Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать, потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

    Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:


    Обследование

    Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

    В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

    Лечение

    Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

    Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

    Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

    Специфическая симптоматика дислексии:

    • Затруднения при изучении букв;
    • Медленное чтение по буквам и по слогам;
    • угадывающее чтение (ребёнок пытается угадать слово целиком по первому слогу);
    • Пропуск, перестановка букв и слогов, замена их на похожие по звучанию и начертанию;
    • Чтение справа налево;
    • Не понимание смысла прочитанного.

    Хотя это самостоятельный дефект, нередко он идет в паре с нарушением письма – , так как при этих операциях используются одни и те же процессы мозга. В таком случае похожие ошибки появляются при письме.

    Неречевая симптоматика дислексии:

    При данном диагнозе очень часто обнаруживаются следующие проблемы:

    • Плохая координация и неуклюжесть;
    • Дезориентация во времени и в пространстве (ребёнок путает дни недели, месяца, право и лево, верх и вниз, не понимает смысла предлогов «за», «на», «под», «около» и других);
    • Синдром дефицита внимания и гиперактивность.

    Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

    Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» - «снег», «аблако» - «облако»), согласные перед гласной («толога» - «дорога», «здапие» - «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать школьника логопеду.

    Если у ребёнка была выявлена дислексия, лечение следует начинать незамедлительно, чтоб избежать серьёзных последствий.

    Классификация дислексии

    Ученые, изучавшие дефекты чтения и письма, предлагают различные классификации. Рассмотрим самые распространённые их них.

    Виды дислексии по Р. Беккер:

    • Литеральная (проявляется в трудностях при изучении букв вплоть до полного их неусвоения);
    • Вербальная (характеризуется повторяющимися специфическими ошибками во время чтения).

    Отечественные ученые О. А. Токарева и М. Е. Хватцев выделяют следующие формы дислексии:

    1. Акустическая дислексия является самый распространенной формой. Из-за специфического нарушения слухового восприятия учащиеся плохо различают звуки, не соотносят их с буквами.
    2. Моторная дислексия у детей возникает из-за затруднений в движении глаз. Это приводит к сужению поля зрения, школьник теряет строчку или слово.
    3. Оптическая дислексия обусловлена неполноценностью зрительного восприятия, вследствие чего ребёнок плохо различает буквы близкие по написанию (Р-Ь, З-В, Ж-Х). При тяжелых нарушениях наступает оптическая алексия, характеризующаяся полной неспособностью овладеть процессом чтения.
    4. Фонематическая дислексия возникает из-за нарушений фонематического восприятия. Такие дети плохо различают некоторые звуки (ц-с, м-н). Это приводит к трудностям при изучении соответствующих букв. При фонематической дислексии чтение становится побуквенным. Появляются специфические ошибки и искажения слов («пака» или «памка» вместо «палка»).
    5. Мнестическая дислексия характеризуется нарушением установления связи между звуком, который мы слышим, буквой, которую мы видим, и так называемой артикулемой, которую мы произносим. Это влечёт за собой низкую скорость чтения, пропуски, замены букв, слогов и целых слов, что в итоге приводит к потере смысла прочитанного.
    6. Семантическая дислексия по-другому называется механическим чтением, так как ребёнок читает правильно, но не понимает смысл прочитанного.
    7. Аграмматическая дислексия проявляется в употреблении неправильных окончаний при согласовании слов в предложении («два груши», «увидел машине», «Петя искала»).
    8. Диагноз «тактильная дислексия» ставят слепым детям, у которых возникают проблемы при изучении азбуки Брайля. В этом случае страдает осязательная чувствительность, которая приводит к специфическим ошибкам.

    Выявление нарушений чтения

    Тест на дислексию состоит из нескольких частей. Первоначально логопед обследует у ребёнка навыки звукового анализа. На втором этапе специалист проверяет навыки чтения. Завершающий этап содержит упражнения на установление уровня развития устной речи в целом.

    Диагностика дислексии может включать в себя такие задания как:

    • найти нужную букву;
    • придумать как можно больше слов, начинающихся с определённого звука;
    • выделить в заданном слове все гласные или согласные;
    • сравнить по звуковому составу слова, отличающиеся одним звуком (кот- кит, мак-рак);
    • посчитать количество букв в слове или слов в предложении;
    • составить короткий рассказ по серии картинок.

    Такое всестороннее обследование позволяет выяснить уровень речевого развития ребёнка, понять, в чём заключаются его основные затруднения, и составить индивидуальный план коррекционных занятий. Необходимо точно установить, какой формы у школьника дислексия, упражнения и их сложность будут зависеть именно от этого.

    Коррекция дислексии

    У взволнованных родителей возникает множество вопросов: что делать, если ребёнок не может запомнить буквы, или почему он перескакивает с одной строчки на другую? Как лечить это заболевание? К сожалению, его нельзя вылечить полностью. Дислексия у взрослых сохраняется, но при своевременном выявлении в детском возрасте и правильной коррекционной работе можно минимизировать негативные последствия. Очень важно начать лечение дислексии у детей до 10летнего возраста.

    Общая коррекционная работа при дислексии включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма, устной речи. При этом упор учитель-логопед будет делать на восстановление наиболее нарушенной анализаторной системы.

    Так коррекция семантической дислексии будет включать в себя больше упражнений на осмысление прочитанного. Например: назвать целиком слово, произнесённое по отдельным слогам или звукам; составить слово из предложенных слогов; найти в прочитанном предложении слово, отвечающее на вопрос что? кто? какой? или где?; дополнить предложение, произнесённое логопедом.

    Если первично нарушенная анализаторная система – слуховая, то дислексия будет корректироваться в большей степени за счёт упражнений на развитие фонематического слуха, слогового анализа и синтеза. Специалист может посоветовать следующие упражнения: придумать слог с заданным звуком; подчеркнуть в слове только гласные, посчитать, сколько в нём слогов; определить с какого звука начинается слово, каким заканчивается и т.д.

    Для коррекции нарушений чтения и письма необходимы регулярных занятия со специалистом. Это требует от школьников много времени и усилий. Поэтому родителям важно знать, что делать, чтобы предотвратить появление этих нарушений.

    Профилактика дислексии

    Несмотря на то, что в раннем возрасте не ставят диагноз дислексия, симптомы могут быть заметны у дошкольников. Чтобы потом не размышлять, почему ребёнок очень плохо читает, следует не реже одного раза в год показывать его логопеду. Впервые посетить специалиста стоит в трехлетнем возрасте. Эти меры позволят вовремя выявить предпосылки к отклонениям в речевом развитии.

    Для предупреждения нарушений чтения родителям следует с самого рождения знакомить малыша с книгами, читать ему стихи, потешки и сказки. Чаще играйте со своими малышами в известные всем словесные игры: съедобное – несъедобное, города, придумывание сказки по слову/предложению.

    Особое внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Для этого отлично подойдут развивающие книжки и доски с различными шнуровками и замками. С первых дней жизни играйте с детьми в пальчиковые игры («сорока-белобока кашу варила…», «ладушки»). В дошкольном возрасте познакомьте ребёнка с театром теней.

    Эти упражнения будут способствовать правильному речевому развитию вашего малыша и помогут избежать проблем с чтением и письмом.

    Знаете ли вы, что редакторы очень долго не хотели принимать сказки Ганса Христиана Андерсена? Они возвращали рукописи назад из-за большого количества ошибок, даже не прочитав их.

    Уолт Дисней придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.

    Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.

    Певица Шер, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Том Круз, шведский король Карл XVI Густав… Список великих дислектиков очень внушительный.

    Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.

    Так какое же определение стоит дать дислексии: ужасная болезнь или великий дар? Решать только вам. Главное помнить, что это не приговор.

    Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

    Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту. Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности. С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

    Коррекция дислексии по типам нарушения

    Расстройства зрения

    Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем - испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

    Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

    Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

    Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

    Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

    Собственно дислексия (неспособность к обучению)

    Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.

    Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

    Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

    Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.

    Перспективы излечения дислексии

    При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают. Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление. Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

    Задать вопрос на форуме


    Мойему сынку 8 лет не четает не пишет цвета не разберает 1 класс трудом окончил корекцоный что делать кому как обратится мы из Казахстана горд Уральск малчик на казахском школе учился 1 класс есть где нибуд реядом Самаре или Оренбурге доктара хорошие помагите ждем ответа от вас

    Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

    Добрый день у моего сына проблема с чтением, концентрация внимания слабая я думаю что дислексия как помочь как коректировать я живу в Баку мне в Москву удобно приехать просто в какой центр обоатица

    Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в...

    Здравствуйте.Моей дочери 9 летОна читает медленно и некоторые слова не понимает нам грозят коррекционной школой но я не хочу ее туда переводить. не хочу ее туда переводить.можно ли помочь.мы ходим к...

    Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)

    © sblogg.ru, 2024
    Сонник. Восточный календарь. Интересные факты