Развитие ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждений дополнительного образования. Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью Мероприятия по работе с детьми

10.02.2024

Методическая разработка «Создание гармоничных условий для развития ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждений дополнительного образования»

I.Введение (пояснительная записка)

Актуальность и новизна темы
Цель
Задачи
Обоснование

II.Основная часть

1. Формы работы, используемые в проведении совместных досуговых мероприятий для детей и родителей
2. Краткая характеристика мероприятий
3. Организационный план подготовки и проведения досугового мероприятия
4. Методика подготовки и проведения совместного досугового мероприятия для детей и родителей
5. Ожидаемый результат
6. Форма подведения итогов
7.Используемые материалы и оборудование

III.Заключение. Анализ работы и перспективы дальнейшего совершенствования.

IV. Список литературы.

I.Пояснительная записка

Данное методическое руководство разработано на базе Центра развития творчества детей и юношества «Радужный» в течение пяти лет в соответствии с рабочей концепцией психолого-педагогического обеспечения проектирования и моделирования развивающей образовательной среды в учреждениях дополнительного образования. Оно предназначено педагогам учреждений дополнительного образования, организаторам воспитательной работы в школе, классным руководителям.

Актуальность и новизна методической разработки

Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осуществлять поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах обрести собственную интеллектуальную и духовную целостность.
Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой, и перед учреждениями дополнительного образования, и перед семьей. Но какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет все-таки семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача педагога помочь и подсказать им.
Проблема взаимодействия УДО и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Социальные, экономические и политические кризисы, сотрясающие нашу страну, в первую очередь, отражаются на семье, делая ее существование все более проблемным. Анализируя жизнедеятельность семьи в современных условиях, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, финансовое и социальное расслоение, обилие новейших современных технологий, более широкие возможности получения образования, отмечается устойчивая тенденция падения уровня психологического здоровья семьи, и соответственно, ее воспитательных возможностей.
Одним из важнейших социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, было, есть и остается образовательное учреждение.
В связи с этим считаю, что одним из важных направлений в деятельности педагога дополнительного образования является работа с семьёй, вовлечение ее в досуговую деятельность УДО.
Организация семейного досуга и отдыха является актуальной задачей в сложное время серьезных изменений, переживаемых обществом, в условиях непростой демографической ситуации в стране и, в частности, в столичном регионе. Происходит сужение сферы семейного досуга, организованного отдыха семей с детьми, наблюдается дефицит полноценного времяпрепровождения детей и подростков. (Социологи установили, что вместе проводит досуг только одна из пяти несчастливых семей, среди счастливых эта цифра в 2,5 раза выше.)
Совместная досуговая деятельность детей и их родителей, как правило, происходит стихийно, не охвачена имеющимися социальными институтами. Вместе с тем в современном обществе запрос на досуг для всей семьи велик и неудовлетворен.
К сожалению, в настоящее время организацией семейного досуга занимаются, в основном, коммерческие структуры в развлекательных центрах. Такая форма времяпровождения лишена воспитательной, нравственной и просветительской функций.
Сложившаяся в современной России демографическая и нравственная атмосфера делает актуальным педагогически организованную досуговую деятельность детей и их родителей, направленную на укрепление традиций совместного семейного отдыха и создание позитивного эмоционального фона для всей семьи. В процессе проведения досуговых мероприятий могут решаться задачи психолого-педагогического просвещения и обучения родителей и детей. Совместная досуговая деятельность детей и родителей возрождает традиции в новых жизненных условиях: новаторство в традиции (новые методы и формы), традиция в новаторство.

Актуальность

данной темы также определяется одной из поставленных перед современным образованием задач – развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей.
Совместная подготовка к празднику поможет сделать его ярким и запоминающимся событием в жизни семьи. Вовлечение детей в подготовку мероприятий учит их серьёзно относиться к событиям общественной и коллективной жизни.

данной темы заключается в том, что мероприятия включают в себя разнообразные виды деятельности, различные формы и темы проведения семейного досуга. Таким образом, совместная досуговая деятельность детей и родителей предполагает комплексный подход к организации досуговых мероприятий.
совместного досуга детей и родителей: создание гармоничных условий для развития ребенка через вовлечение семьи в досуговую деятельность учреждения дополнительного образования.
Данная деятельность направлена на:
1) Сплочение семьи
2) Приобретение родителями и детьми опыта совместного культурного досуга и позитивного общения
3) Формирование модели здорового образа жизни семьи
4) Развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей детей
5) Создание условий для проявления творческого потенциала детьми и родителями
6) Формирование позитивного образа мира у детей, профилактика зависимостей и экстремальных форм поведения.

o Обучающие: способствовать раскрытию творческого потенциала каждого участника досугового объединения; сформировать потребность в активном, содержательном досуге;
o Воспитательные : способствовать формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, привить уважение к старшим, выработать навыки конструктивного взаимодействия с ними.
o Развивающие: развить коммуникативные способности в процессе совместного межличностного взаимодействия членов семьи друг с другом; развитие способностей детей в атмосфере эмоционального комфорта: в радостной, игровой обстановке, в присутствии близких людей; развивать и поддерживать семейные традиции.

Кроме того, вся работа по привлечении семьи в досуговую деятельность ребенка построена с учетом трех идей:
1. «Развлекая, объединяем» (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).
2. «Развлекая, воспитываем» (укрепление нравственных ценностей, гуманного отношения к детям, пропаганда здорового образа жизни).
3. «Развлекая, обучаем» (познавательная направленность мероприятий, психолого-педагогическое просвещение родителей).

Отличительной особенностью данной деятельности от уже существующих является создание на базе ЦРТиЮ «Радужный» семейного клуба «ДОМ», где совместные действия детей, родителей и педагогов создают новую социально-педагогическую среду с большим воспитательным потенциалом.

II. Основная часть

II.1. Формы работы, используемые в проведении совместных досуговых мероприятиях для детей и взрослых
Взаимодействие семьи в учреждении дополнительного образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через многообразные формы досуговой деятельности.
Наиболее интересными формой работы семейного клуба "ДОМ" являются семейные праздники и вечера. Такие как: "Семейные веснушки", «Рождественская яр¬марка", "Масленица", "В весенний дом гостей зовем", "Вот такие пироги", "Мы с папой друзья" и др. Хотя все большие праздники совершенно не похожи друг на друга ни содержанием, ни сюжетом, ни оформлением, принципы их организации во многом совпадают. Вечера проходят в непринужденной семейной обстановке, за чашкой чая. Радость от взаимного общения, элементы соревнования, юмор - обязательные участники любой встречи. О широте интересов, о выдумке членов клуба говорят сами названия. В такой уютной домашней обстановке легко завязываются дружеские взаимоотношения, которые перерастают в прочные товарищеские связи. Эти теплые человеческие отношения и есть высшая ценность, создаваемая объединением родителей, его сила и основа развития. Крепнут и сами семьи - ведь у всех членов этих семей появились общие интересы.
Много выдумки, творчества в каждом сценарии, документе, приглашении, анкете. В них вкладывают душу активисты клуба. Благодаря этому, всего за год существования клуба накопился документальный архив: приглашения, фотографии, сценарии, программы вечеров, афиши.
Большую популярность завоевали "пресс-конференции", встречи родителей "копилки семейного опыта". Откровенные разговоры на таких встречах дают интереснейший материал для размышлений, служат прекрасным способом знакомства членов клуба друг с другом, создают атмосферу доверительности, так необходимую для нормальной работы родительского клуба.
Еще одна важнейшая форма деятельности клуба "ДОМ" - консультации специалистов: психологов, опытных педагогов, врачей, юристов, стилистов, кулинаров и т.д.. Часть специалистов - работники центра творчества, часть - приглашенные из различных учреждений. студии. Во время проведения таких консультаций для родителей, к работе с детьми привлекаются педагоги из декоративно-прикладных студий.
Наряду с традиционными формами образовательной и воспитательной работы, используются активные формы (методы), такие как вечера-встречи, праздники, юморины, разнообразные игры, тренинги, психологические мастер-классы, творческие мастерские, выставки, конкурсные программы вечера¬-путешествия, вечера полезных советов, семейные посиделки и т.д.
Во всех предлагаемых формах работы акцент делается на методы, требующие участия всех членов семьи. К ним относятся в первую очередь ролевые игры, тренинги, выполнение творческих и практических заданий. Много интересного узнаешь о семьях, о их традициях, увлечениях, а главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались.
Следует подчеркнуть, что совместная деятельность детей и взрослых проходит в непринужденной обстановке, способствующей проявлению юмора, находчивости, умения найти общий язык с другим человеком и сотрудничать с ним. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера мероприятия создается общим настроем и активностью всех участников праздника: детей, родителей, организаторов.
Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей и детей, и остаются надолго в памяти. Поэтому их нужно как можно чаще проводить в образовательных учреждениях разного уровня. А еще лучше посвятить этой проблеме целый год и провести цикл мероприятий, посвященных семье.

II.2. Краткая характеристика мероприятий
Работа семейного клуба представляет собой организацию совместного проведения свободного времени детьми и родителями с частотой раз в месяц.
Программа представляет собой цикл из 9 мероприятий:
1. Интерактивная программа для детей и родителей «Москва – мой дом, моя семья»
2. Конкурсная программа «Щедрая ярмарка – золотая осень»
3. Вечер семейного отдыха «Будьте здоровы»
4. Праздничный концерт «Нет ничего превыше слова МАМА»
5. Вечер семейного отдыха «Новогоднее турне по странам и континентам»
6. Народное гулянье «Широкая масленица»
7. День семейного отдыха «Милые, дорогие, любимые»
8. Вечер семейного отдыха «Музыкальный экспромт»
9. «Праздник дружной семьи»
Каждое из мероприятий имеет определенную тематическую направленность и, соответственно, для него можно определить наилучшее время проведения. Ниже приводится примерный график мероприятий, который является оптимальным, однако может корректироваться в зависимости от обстоятельств.
Первым в цикле запланирован вечер ознакомительного характера, программа которого дает детям и их родителям представление о деятельности учреждения дополнительного образования и помогает разным семьям познакомиться друг с другом. Завершает цикл итоговое мероприятие, которое позволяет родителям оценить творческие и интеллектуальные результаты, достигнутые их детьми за год обучения в Центре благодаря педагогам учреждения.
Часть предлагаемых данной программой мероприятий приурочена либо к конкретным праздникам (Новый год и Рождество, Масленица, 8 марта), либо к временам года как таковым. Такие мероприятия знакомят детей с сезонными изменениями природы, воспитывают у них интерес и бережное отношение к народным традициям и достижениям мировой культуры.
Думается, что тематическое разнообразие мероприятий семейного отдыха поможет сделать досуг детей и родителей максимально интересным и позволит решить поставленные перед программой социально-педагогические задачи.

Каждое мероприятие – это комплекс различных видов деятельности:
1. Игровая деятельность
2. Театрализованные представления
3. Конкурсы
4. Соревнования
5. Викторины
6. Изобразительная деятельность
7. Концерты
8. Чаепития и беседы
9. Диспуты и минилектории
Тематика конкурсов, игр, викторин может быть самой разнообразной - начиная от литературы и экологии и заканчивая кулинарией или спортом.
Предложенные досуговые мероприятия включают ролевые игры, отражающие многообразие действительности: сцены семейного быта, трудовой деятельности, эпохальные события (космические полёты, арктические экспедиции). Широко представлены экологические игры, ознакомление с профессиями, экономические и кулинарные игры.
В играх, проводимых на семейных вечерах, развивается воображение детей, внимание, речь, чувство ритма, общая и мелкая моторика, координация движений.
Предлагаемые программой мероприятия позволяют детям компенсировать недостаток общения и найти друзей по интересам, проявить свои способности, увлечения, таланты, почувствовать свою значимость и нужность, оказаться в центре внимания, узнать что-то новое, ознакомиться с различными видами деятельности и выбрать ту, которая соответствует их интересам.
В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с педагогами, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском учреждении дополнительного образования ребёнок приобрёл при поддержке близких людей.
Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения семейного отдыха и использовать их не только в рамках своей семьи.

II.3. Организационный план подготовки и проведения досугового мероприятия для детей и родителей

Досуговые мероприятия для детей и родителей готовятся не один день. Это плодотворная работа всего педагогического и родительского коллективов. Сложная структура таких мероприятий не позволяет строить их в чисто импровизационном плане. Здесь необходимы сценарий и организационный план, где представлен весь текстовой материал, подробно описаны действия ведущего и его помощников, в продуманной последовательности расположены игры, конкурсы, танцы и другие развлечения.
Организационный план включает в себя музыкально-шумовую и световую партитуры. В нем подробно перечисляются все элементы оформления, необходимый реквизит, отмечены необходимые репетиционные моменты.

1. Разработка концепции мероприятия - Актив клуба,пед.
2. Подбор литературного, игрового, музыкального материала - пед-орг.
3. Написание сценария - пед-орг.
4. Разработка и изготовление афиши, пригласительных билетов - пед-орг., художник
5. Организация рекламы мероприятия, распространение пригласительных билетов - пед-орг.
6. Просмотр и отбор коллективов-участников - пед-орг.
7. Составление порядка блоков программы и выхода коллективов - пед-орг.
8. Подбор и запись музыкальных и голосовых фонограмм - пед-орг., хвукотехник
9. Подбор муз.мат. для танцевальных блоков - диджей
10.Разработка эскизов оформления сцены - Художник
11.Подбор и изготовление реквизита, костюмов - пед-орг.
12.Организация репетиций с ведущими, участниками – коллективами, свето, звуко техниками. Режиссер
13.Организация семейной выставки - Актив. Пед.
14.Организация программы на детской площадки - пед.-орг.
15.Покупка сувениров - пед-орг.
15.Оформление сцены, зала - пед-орг., художник
16.Организация чаепития - актив
17.Дежурство - педагоги
18.Фото. Видео съемка - Видео оператор
19.Анализ мероприятия и подведение итогов - актив клуба. педагоги

II.4. Методика подготовки и проведения совместного досугового мероприятия для детей и родителей
Методика досуговых мероприятий – это творческий процесс, включающий определение целей, отбор содержания, форм, средств идейно-эмоционального воздействия, методов, приемов, способов, регулирующих поведение членов семейного клуба с учетом их потребностей и интересов, развивающих их самостоятельность, инициативу и создающих оптимальные условия для восприятия происходящего, гармонического воспитания личности.
При подготовке совместного мероприятия необходимо органически соединить художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в практической деятельности. Рассматривая более детальную методику подготовки и проведения таких мероприятий. Важно выделить следующие моменты:
1. Изучение, потребностей, интересов, установок детской и взрослой аудиторий
- проведение социологического опроса, анкетирование
- обработка данных

2. Разработка концепции мероприятия
- определение темы мероприятия и его задач
- разработка генеральной идеи мероприятия
- создание сюжетной линии
- разработка игровой программы в рамках генеральной идеи
- определение концепции оформления мероприятия

3. Разработка сценария мероприятия, сбор материала и его обработка
- написание текста ведущих мероприятия
- написание текста ведущих игровой программы
- подбор номеров для концертной программы (совместно с руководителями творческих студий детского учреждения)
- подбор вопросов для викторин
- литературное редактирование сценария (совместно с редактором)
- корректирование сценария с учетом возможностей технического и музыкального обеспечения, количества участвующих в концертной и игровой программе.

4.Организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов
- распределение функций между педагогами и иными сотрудниками учреждения, участвующими в подготовке мероприятия (педагог-организатор, художник-оформитель, звукорежиссер, костюмер, ассистенты, аниматоры, ведущие мероприятия и др.)
- составление списка необходимого реквизита (что имеется в наличии и что нужно приобрести) и призов за участие в конкурсах
- составление перечня технических и иных средств, необходимых для реализации мероприятия (музыкальная, световая, видео-, фото- и иная аппаратура, элементы декораций, мебель и др.)
- определение сроков выполнения различных видов работ (закупка реквизита и продуктов, техническая подготовка, оформление зала, репетиции, распространение приглашений и др.)

5.Работа над музыкальным и техническим сценарием
- подбор фонограммы к тексту ведущих
- подбор музыки к игровой программе
- установка музыкальной аппаратуры
- установка освещения, подготовка к видео- и фотосъемке

6. Организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов
- подбор, приобретение, пошив костюмов (костюмер, педагог-организатор)
- подбор, приобретение, изготовление реквизита (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- покупка призов за участие в конкурсах (педагог-организатор, ассистенты)
- подбор, приобретение элементов для декораций (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- изготовление декораций (художник-оформитель, плотник и др.)
- установка декораций, оформление зала, расстановка мебели (художник-оформитель, педагог-организатор, ассистенты)
- информационное обеспечение: объявления, программки, приглашения (педагог-организатор, редактор, художник-оформитель и др.)

7. Организация репетиционного процесса и его проведение
- репетиция конферанса (текст ведущих)
- репетиция игровой программы (без реквизита)
- репетиция игровой программы (с реквизитом)
- репетиция всего мероприятия с музыкальным оформлением
- технический прогон (репетиция с учетом постановки освещения, аппаратуры и др. организационных моментов)
- генеральная репетиция (в костюмах, с реквизитом, фонограммой и полным техническим оснащением)

8.Проведение мероприятия
9.Анализ мероприятия и подведение итогов
- просмотр отснятого фото- и видеоматериала (совместно со всеми педагогами и сотрудниками, участвовавшими в подготовке и проведении мероприятия)
- обсуждение положительных и отрицательных моментов, анализ ошибок
- монтаж видеофильма для архива (педагог-организатор, специалист по монтажу)
- оформление стенда с фотографиями (педагог-организатор, художник-оформитель, ассистенты)
Организация и методика подготовки и проведения таких мероприятий – это единый технологический процесс, где сначала определяются темы, уясняются цели, выбор форм и средств идейно-эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию с учетом реальных условий.
Ясная цель, продуманные методы и способы ее достижения, выбор разнообразных и эффективных средств идейно-эмоционального воздействия обеспечивает результативность совместных досуговых мероприятий.

II.5. Ожидаемые результаты
В результате вовлечения семьи в досуговую деятельность создается образовательно-досуговая среда развивающего типа, что влечет за собой:
- оздоровление и коррекцию детско-родительских отношений
- рост социальной активности участников;
- позитивное изменение детско-родительских отношений;
- развитие инициативы, общительности; творческого стиля деятельности,
- повышение общего настроения.

В итоге: результатом деятельности семейного клуба является оздоровление и коррекция детско-родительских отношений;
- получение опыта разумного построения семьи.
- стабильность числа участников досуговых программ, стабильность состава основного ядра за год работы. Изменился возрастной состав детской аудитории: в начале организации совместного отдыха детей и родителей – в основном дети 5-8 лет, то сейчас – не только младшего шк.возраста, но и подростки и старшеклассники. Качественно изменилась и взрослая аудитория: мероприятия стали посещать папы, братья, сестра, целые семья.
- благоприятная психологическая атмосфера; (Проведенный мониторинг показал, что около 90% участников семейного досуга хотят продолжать встречаться друг с другом)
- наличие традиций (традиции празднования знаменательных дат, связанных с биографией отдельных участников. Традиции в организации вечеров: отдельная программа для детей, регулярное выявление культурных запросов участников мероприятий, совместное планирование досуговой деятельности и т.д.)
- положительные отзывы о проводимых мероприятиях, размещаемые на сайте Центра и направляемые в окружное управление образования.

II.6. Форма подведения итогов
- Анкетирование участников семейного клуба
- Итоговая линейка с торжественным награждением лучших

II.7. Условия реализации совместных досуговых мероприятий
Для реализации программы необходимо, чтобы досуговые семейные мероприятия проводились раз в месяц, имели тематическую направленность и сочетали в себе различные виды деятельности, с использованием многообразия технических средств и привлечения педагогического и обслуживающего персонала.
Важно обеспечить интересную рекламу. Для этого можно сделать красочную афишу с обозначением даты и времени проведения. Она может быть необычной формы. Например, если досуг посвящён масленице, можно сделать афишу в виде блина или солнца. Еще один вариант афиши – оформить ее как ларец со створками, открыв которые, можно будет прочитать информацию о намеченном мероприятии. Здесь все зависит только от фантазии организаторов. Форма изложения должна быть простая, но с использованием приёмов привлечения (например, «а об этом вы узнаете, когда придёте на наш вечер»).

При подготовке мероприятий необходимо:
- Использовать большое количество методических пособий, разнообразие как подвижных, так и настольных традиционных, авторских игр, и игр народов мира.
- Тщательно изучать литературный и документальный материал по заданной теме.
- Использовать различные видео- и аудиоматериалы, театральный реквизит, спортивный инвентарь, материалы и инструменты для декоративно-прикладного творчества (бумага, краски, кисти, пластилин, кусочки ткани).
- Использовать большой спектр необходимых технических средств, включая мультимедиа.
А также необходимы:
- совместная работа педагога-организатора, родителей и детей, сотрудников учреждения дополнительного образования, специалистов психологов, врачей и др.
- наличие литературного, музыкального и технического сценариев,
- наличие помещения, музыкальной, световой и видеоаппаратуры,
- наличие костюмов, реквизита, музыкальных инструментов.

III.Заключение. Анализ работы и перспективы дальнейшего совершенствования

Совместное времяпровождение детей и родителей способствует:
- Снятию эмоционального напряжения,
- Снижению тревожности, агрессивности, импульсивности, излишней двигательной активности,
- Развитию навыков взаимодействия друг с другом (коммуникативной компетентности) и способности к сопереживанию
- Получению положительных эмоций
- Обогащению традиций семьи.
Совместные досуговые мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.
Анализ мероприятий, проведенных по данной программе в течение учебного года, позволил сделать следующие выводы:
- к концу анализируемого периода заметно возросло число участников мероприятий;
- изменился возрастной состав детской аудитории: если в начале года на вечера приходили в основном дети 7-10 лет, то к концу года на вечерах присутствовали дети не только младшего школьного, но и подросткового возраста;
- качественно изменилась и взрослая аудитория: вечера стали посещать не только мамы и бабушки, но и папы, братья, сестры, т.е. на вечера семейного отдыха стали приходить целыми семьями;
- поскольку вечера семейного отдыха становятся популярными, возникает необходимость проводить их чаще.

Перспективы развития досуговой программы можно рассматривать в разных направлениях:
- по содержанию – программой предусматривается гибкое изменение содержания и тематики вечеров. Тематика вечеров может меняться в зависимости от возможностей коллектива, пожеланий гостей-участников вечеров.
- по жанру – это могут быть вечера семейного отдыха, праздник Дня рождения (возможно по заказу конкретной семьи), вечера-встречи друзей, семейные клубы, вечера любителей музыки (классической, народной и др.), вечера любителей литературы (определенных писателей или целого художественного направления), вечера с национальной тематикой, знакомящие с национальной культурой, национальными традициями и др.
- по возрастному составу участников вечера – это могут быть вечера, в которых принимают участие родители и дети дошкольного и младшего школьного возраста, родители и дети-подростки, бабушки и внуки и др.
А так же, перспективу деятельности клуба мы видим в двух направлениях:
1. В организации аналогичных клубов в рамках Городской экспериментальной площадки: Проектирование развивающей образовательной системы на основе сетевого взаимодействия учреждения доп. образования с общеобразовательными школами» и с организациями Южного округа.
2. В поиске и совершенствовании форм и методов работы.

IV.Список используемой литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. М.,2006.
2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми. М., 2007.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 2008.
4. Беседина В.А. Психологические аспекты клубной работы. - М.: Сов. Россия, 2004.
5. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2007.
6. Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра. - М.: Знание, 2006,
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2007.
8. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2007.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2008.
10.Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 2008.
11.Смирнова Е.И. Клубные объединения. УЧ. пособие ин-тов культуры, М.: "Просвещение", 2002.
12.Триодин В.Е. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений. - М.: Профиздат, 2008
13.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 2004.

Список литературы для воспитанников:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Айрис-пресс, 2002
2. Зверев А.Т. Зоологические игры.- М.: ЗАО Дом педагогики, 2001
3. Кедрина Т.Н., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 2002
4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира, Просвещение, 2002.
5. КондрашоваО.Г. Интеллектуально-познавательные игры в школе.- Волгоград: Учитель, 2007
6. Мирошниченко И.В. Детские праздники.- Ростов н/Д, 2007
7. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу.- РГПУ им. Герцена А.И., изд. Союз, 2001
8. Фирсова Л.М., Игры и развлечения. – М.: Молодая гвардия,1997
9. Шварц М. Любимые страницы.- Смоленск: Русич, 1999
10. Чаплина Н. Мама, папа и все, все, все... - Л.: Лениздат, 2003.

Список литературы для родителей:

1. Афанасьева Т.М. Семья.- М.: Просвещение, 2005
2. .Бим-Бад Б.М,.Днепров Э.Д, Г.Б.Корнетов Мудрость воспитания: Книга для родителей. М.:Педагогика, 1998
3. Владченко Н.Л. Подари себе праздник.- Харьков: Фолио, 2006
4. Зайцева О.В, Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи.- Ярославль: Академия развития, 2008
5. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме.- М.: Легпромбытиздат, 2002
6. Кедрина Т.Н.., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М.: Педагогика-Пресс, 2002.
7. Луговская Ю. Сценарии праздников, игры, хохмы и шутки.- Ростов н/Д, 2006
8. Межов С.Б. Смекалка для малышей.- М.: Омега, 2004
9.Панфилов В.В. По старому русскому обычаю, РИГ, Москва. 2007
10.Чaплинa Н. Мама, папа и все, все, все... - Л.: ООО Прогресс, 2005 .
11.Энциклопедия Нового года и Рождества.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007

Подготовка массовых мероприятий для детей, с чего начать.

Опыт проведения массовых мероприятий показывает, что наиболее удачными и интересными получаются те программы, где весь игровой материал подается через образное решение конкретной темы. Например, программа по сказкам, где дети совершают воображаемое путешествие в мир сказок, встречаются со сказочными героями и т.п. Таким образом, формы проведения массовых мероприятий могут быть самыми разнообразными: путешествия, игры с эстрады и с залом, игровые КВН, соревнования команд, групп, викторины и др. При выборе формы следует учитывать возраст играющих детей и место проведения игры (зал, класс, поляна и т.д.)

Работа над сценарием.

Праздник – это результат большого труда и проводиться он может не чаще одного - двух раз в четверть. В основе любого мероприятия лежит сценарий, в который включаются игры, песни, танцы и пр. Такая подборка игр, сочетающаяся с театральным действием, оказывает на детей большое эмоциональное воздействие.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:
- игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;
- в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;
- содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;
- при построении программы важно соблюдать цепочку: завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;
- следует соблюдать строгую регламентацию времени;
- продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих. К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.
Сценарий каждого праздника и обряда предусматривает точно выстроенную систему развернутых во времени и пространстве действий, раскрывающих его идейно-тематический замысел, как основу потребностей общности детей в деятельности по поводу конкретного события.
Сценарист и режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организация не спектакля, а именно массового действия в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Задача его состоит не только в организации материала, но что особенно важно, в организации аудитории. Особо необходимо остановиться на использовании в праздниках возможностей света и звука, которые придают большую эмоциональную насыщенность, дополняют систему реальных образов художественными.
Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов, исключение соблазна, «работы на публику», что особенно просто сделать в условиях коллективного восприятия.

Работа над сценарием имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Начинается она с определения темы и идеи.
Тема - это общих характер события, без конкретизации составляющих его частей. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь. При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей. В центре темы находится человек или герой, или группа людей, которые являются значимыми героями для детей определенного возраста. Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.

Идея - основная мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.
Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.

Аудитория.

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.
Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.
Форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.

Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет - это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие. Различные приключения, участниками которых становятся дети, делают сюжет увлекательным, побуждают всех ребят включаются в действие. Найти сюжетный ход – это значит выяснить, чем и как можно объединить вычлененную в эпизоды информацию. В ряде случаев организаторы прибегают к художественной персонификации, когда основное действие развивается при помощи сказочных героев, или от лица ведущего.
Наиболее распространенная форма сюжетного хода – конфликты. Он является отображением противоборства двух противоположных героев, чья борьба, в конце концов приходит к тому или иному финалу. Восприятие напряженного противоборства всегда связано с яркими переживаниями и сопереживаниями, которые нельзя никак игнорировать. Простая житейская истина: чем труднее борьба, тем дороже победа – и здесь остается в силе.
Многие организаторы объединяют сценарий, превращают его в план проведения отдельных игр с детьми, ничем не объединенных. В сюжете мероприятия должны быть отражены интересные конкретной аудитории события и действия, связанные между собой и последовательно развивающиеся. Но конфликт остается важным требованием. Очень часто конфликт используется в Новогодних представлениях. Детям интересно самим бороться с Бабой Ягой или другими злыми силами, сотворившими скверный поступок, освобождать сказочных героев или искать посох Деда Мороза.
После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Существует несколько источников. Немаловажным является и наша действительность. Помимо всего прочего это могут быть книги, фильмы, мультфильмы, интернет и пр.

Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.

Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности. Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна. Например, выставка детских рисунков на определенную тему. Распространенным является вариант, когда в экспозиционной части ставится вопрос, а весь дальнейший ход представления служит ответом на него. Задача экспозиции – дать эмоциональный настрой. Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр. Прекрасным организующим началом является музыка.
Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы. Например, в новогоднем представлении победа сказочного героя над злыми силами, освобождение Снегурочки или сказочного героя.

Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений. Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.

Монтаж эпизодов.

Важный этап. Мероприятию необходимо придать «восходящий» характер. Умелый монтаж делает раскрытие сюжета живым, динамичным. Монтажная работа – это длительный и трудоемкий процесс с многочисленными прикидками и поправками. В ходе ее организатор должен определить, что в мероприятии лишнее, и чего не хватает, насколько удачно стыкуются друг с другом отдельные куски, какие из них следует исправить. Обязательным условием является выстраивание эпизодов по восходящей линии, по нарастанию действия. В ряде случаев установление смысловой связи между эпизодами вызывает необходимость в тексте ведущего, дающего возможность сцепить смежные эпизоды.
Говоря о методике организации массового праздника необходимо остановиться в них на построении музыкально-ритмического действия, особенно характерного для детских и юношеских праздников. Ребятам, как никому другому присуща потребность выражения своего эмоционального отношения к происходящему событию.
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей после праздника убедительно свидетельствуют, как дети любят эти праздники. Потому что они создают радостное настроение, обогащают детей впечатлениями, вызывают у низ разнообразные эмоции, способствуют их общему развитию и эстетическому воспитанию. У детей должно быть больше праздников интересных, ярких и содержательных.

Наталья Шубина
«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего

дошкольного возраста по теме "Музей ветра"

Сентябрь

Проведение серии опытов и экспериментов:

«Воздух. Некоторые свойства воздуха».

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

«Где же пятый океан?», «Воздушный шарик в бутылке».

Показать зависимость живых объектов от воздуха.

Показать, что в пустой бутылке есть воздух.

Анкетирование родителей. Привлечение родителей к участию в создании мини-музея «Ветер».

Определить уровень знаний детей о музеях.

Октябрь

"Изготовление вертушки"

Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

Ноябрь

"Изготовление воздушных змеев"

Продолжить знакомство со свойствами воздуха.

Декабрь

Беседа с детьми «Носы нужны не только для красы»

Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Январь

"Мобиле: Винни Пух и пчелы"

Закрепить знания детей о насекомых и способы работы с бумагой.

Февраль

"Парашютный десант". Задачи:

Познакомить детей с воздушными родами войск.

Март

"Веер – друг ветерка".

Закрепить знания детей о способах использования ветра человеком.

Апрель

"Рисование при помощи мыльных пузырьков". Задачи:

Учить детей рисовать в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.

Май

8 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей ветра для детей средних и старших групп.

Развитие познавательных процессов дошкольников.

Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и других конкурсах и олимпиадах. Активно участвуют в НПК. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и учителей и систематической работе с одарёнными детьми.

Залог успеха при подготовке к олимпиадам и конкурсам – это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия с ним, направленные не только на изучение материала, намного опережающего школьную программу, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя – высокий результат не заставит себя долго ждать.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций МЦ по работе с одаренными детьми

В течение года

Руководители ШМО

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности

В течение года

Учителя

Создание банка данных по одаренным детям школы

В течение года

Зам.директора по УВР

Расширение библиотечного фонда школы методической литературы с одаренными детьми

В течение года

Директор, библиотекарь.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения и развития одаренных детей по сферам деятельности.

В течение года

Зам.директора по УВР

Участие в работе семинаров по вопросам работы с одаренными детьми

По графику МЦ

Зам.директора по УВР

Проведение семинара для учителей по изучению опыта работы с одаренными детьми.

апрель

Зам.директора по УВР

Организация работы с учащимися

1-9классов по программе «Развитие творческих способностей школьников»

В течение года

Зам.директора по УВР, классные руководители

Создание условий для работы с одаренными детьми и подготовки их к конкурсам

В течение года

Директор, зам.директора по УВР

Активизировать работу по участию детей в международных программах и конкурсах «Кенгуру», « Русский медвежонок», «Кит», «Золотое руно», «Британский бульдог».

В течение года

Директор, зам. директора по УВЧ, ШМО

Подготовка учащихся всех возрастных группк федеральным, областным и городским конкурсам проектов и творческих работ школьников.

Сентябрь-май

Директор, зам. директора по УВР, учителя – руководители проектов.

Организация участия учащихся в творческихконкурсах «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Сентябрь-май

Директор, зам. директора по УВР, учителя - предметники.

Подготовка к проведению школьныхпредметныхолимпиадшкольников

5-9 классов

Октябрь-ноябрь

Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО

Подготовкаучащихся к муниципальным и областным турам олимпиад.

Ноябрь-март

Зам. директора по УВР, учителя - предметники.

Организация и проведение I школьного тура Всероссийских предметных олимпиад.

Ноябрь-декабрь

Учителя предметники.

Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

По плану.

Учителя русского языка и литературы и начальных классов.

Проведение открытых слушаний творческих работ учащихся.

январь

Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО.

Организация участия школьников в федеральном конкурсе «Кит. Компьютеры, информация, технология»

ноябрь

Учитель информатики

Организация участия школьниковв международном конкурсе «Золотое Руно»

По плану

Учителя истории

Подготовка и организация участия школьников в международном математическом конкурсе «Кенгуру -2012»

февраль

Учителя математики и начальных классов.

Проведение бесед с родителями одаренных детей.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя – предметники, классные руководители.

© sblogg.ru, 2024
Сонник. Восточный календарь. Интересные факты